Остров Возрождения: тайны и домыслы
Наверное, каждый хотя бы раз слышал об усыхании Аральского моря. Основной причиной этого процесса является разбор питающих море рек (Сырдарьи и Амударьи) на орошение полей. Если ещё в начале 1960-х годов в море поступало около 60 кубических километров воды в год, то в начале 1970-х уже около 40, в начале 1980-х около 15; в середине 1980-х годов этот показатель упал до 1, а в 1990-е стабилизировался на отметке около 5 кубических километров в год.
К 2001 году уровень моря понизился ( по сравнению с 1960 г.) уже на 20 метров, объём воды уменьшился в 3 раза, площадь водной поверхности — в 2 раза. Из-за сопутствующего повышения солёности воды (с 8 г/л в 1970 г. до 22 г/л к началу 1990-х годов) в Арале погибли практически все виды рыб, и лишь в северной, отделившейся части, куда сейчас впадает Сырдарья (так называемое Малое море) при минерализации воды около 20 г/л ещё удаётся разводить солевыносливые виды рыб (в основном это камбала Глосса). А ведь раньше Аральcкое море славилось огромными рыбными богатствами.
Обширные площади обнажившегося морского дна (это полоса шириной 30-50 км на юге и 80-100 км на востоке моря) покрыты отложениями морской соли, смешанной с минеральными удобрениями и ядохимикатами (которые в течение десятилетий смывались поливной водой с полей и уносились реками в море). Ветром эта ядовитая пыль переносится на сотни километров. Жителям Байконура, как и всего Приаралья, такое явление знакомо непонаслышке: весной, летом и осенью при западном и юго-западном ветре местность окутывается белесоватой солевой мглой. Внешне безобидная, эта мгла влечёт за собой грозные последствия: вдыхание ядовитой пыли снижает иммунитет человека, подрывает его здоровье, приводит к аллергическим и другим заболеваниям (столь распространённым в приаральском регионе и, в частности, на Байконуре). Человечество, к сожалению, не в силах остановить эту экологическую катастрофу. На космическом снимке: солевая пыльная буря на восточном побережье Аральского моря.
Но не только ядовитой пылью опасен Арал. В советское время на острове Возрождения в Аральском море (приблизительно в 400 км от Байконура) существовал полигон по производству и испытанию бактериологического оружия. В течение последнего года вокруг этого полигона циркулирует множество слухов и домыслов (особенно участившихся после терактов в США): по целому ряду свидетельств, часть запасов возбудителей опасных инфекционных заболеваний ( в том числе сибирской язвы) была захоронена на территории полигона.
Сложившейся ситуации особую пикантность придаёт явный интерес США к острову Возрождения: вполне вероятно, за этим стоит не столько забота об экологической безопасности и борьба с терроризмом, сколько желание поближе познакомиться с полигоном. Ибо даже полуразрушенные лабораторные корпуса и частично демонтированное оборудование могут о многом поведать взгляду профессионала…
Попробуем, анализируя публикации прессы, разобраться в таинственной и запутанной проблеме острова Возрождения. Сначала предлагаем Вам посмотреть на космический снимок (источник: Национальное Географическое Общество, США). На нём красным и жёлтым обозначены автодороги, чёрным — железная дорога Москва-Ташкент, оранжевым — прежняя береговая линия моря (до начала процесса обмеления). Хорошо видны огромные площади обнажившегося морского дна и остров Возрождения (Renaissance Island), многократно увеличившийся в размерах.
Открытый в 1848 году экспедицией лейтенанта А.Бутакова остров Возрождения (тогда его назвали островом им. Царя Николая 1) был идеально удобным для рыболовства и охоты. На заросшей кустарником территории в 216 квадратных километров паслись огромные стада сайгаков (степных антилоп), две бухты изобиловали рыбой и водоплавающей дичью.
Таким раем этот клочок земли оставался ровно сто лет, до конца 1948 года, когда к его пристани подошли первые суда с необычными для этих мест пассажирами. С того дня желанный остров стал недоступен для промысловиков-охотников и рыболовов.
Лишь во время сильнейших штормов, которые были очень часты на самом синем море и погубили немало мореплавателей, рыбакам разрешалось переждать непогоду в одной из бухт.
В 1948 году был закрыт находящийся на острове рыбозавод, а на его месте обосновалась воинская часть. Уже к концу 1949 года на Возрождении была оборудована взлетно-посадочная полоса, способная принимать военно-транспортные самолеты. В нескольких километрах от нее вырос поселок Контубек из двух и трехэтажных казарм и жилых домов для семей младшего научного персонала и личного состава воинской части так называемых химических войск. В центре населенного пункта высилось здание штаба. На окраине располагались парки специальной военной и автомобильной техники. В нескольких километрах от поселка был построен так называемый лабораторный корпус. Вокруг несколько сооружений барачного типа. Рядом полигон и еще одна мощная электростанция.
Небольшая испытательная биологическая площадка на острове Возрождения в Аральском море действовала в 1936-37 годах. Впоследствии биополигон возобновил свою работу в 1954 году. Это был самый крупный полигон, где методом распыления и подрыва испытывали бактериологическое оружие на основе сибирской язвы, чумы, туляремии, Ку-лихорадки, бруцеллеза, сапа, других особо опасных инфекций, а также большое количество модельных реагентов. Испытаниям подвергались животные — крысы, морские свинки и даже павианы.
Одновременно с полигоном построили конезавод на полуострове Куланды — специально для нужд военных. Лошадей десятками перевозили на остров: на некоторых проводили испытания, но у большинства брали кровь для приготовления сыворотки — питательной среды для разведения смертоносных штаммов. Трупы лошадей закапывали где-то на отдаленных участках острова.
На самом острове находилось несколько тысяч военнослужащих и ученых. Кроме того, несколько воинских частей (в том числе ВВС и ВМФ) были расквартированы в городе Аральске на северном, казахстанском побережье, где дислоцировался и штаб полигона.
Чем занимались военные на этом острове, знали только единицы, остальные могли только догадываться. Догадываться и молчать. Хотя как таковой подписки о неразглашении военной тайны не было. Секретные эксперименты проводились не только на острове Возрождения. Например, на острове Комсомольский были установлены контрольные приборы. Была у военных база, обозначенная по названию приморского городка Аральск-5. «Пятерка» сразу после закрытия полигона была отдана на откуп местным властям. Когда-то там на гражданских должностях и черновых работах трудились около 400 местных жителей, теперь там разруха да ностальгия по добрым старым временам. Примерный план работ на острове Возрождения (официальное название Аральск-7) приходил из Москвы. Достоверная информация о погоде на острове была самой ценной — метеорологическим обеспечением занимались специалисты самого полигона. Получив ее, военные могли планировать проведение учений. Обычно зимой на острове научно-исследовательская активность ограничивалась лабораторными работами в закрытых условиях, и только с наступлением лета, с конца мая до сентября, эксперименты, что называется, выносили на свежий воздух. Военным требовался стабильный ветер. Чтобы 2-4 метра в секунду и на 4-5 часов, не меньше. Порой приходилось ждать «отмашки» по двое-трое суток: местные ветры — шалуны, которые постоянно меняют свое направление…
Все испытания, проводившиеся на острове Возрождения, сопровождались противоэпидемическими мероприятиями, полигон обрабатывался дезрастворами. Кроме того, температура воздуха на острове летом достигает 45 градусов по Цельсию, что позволяло через 10 дней после проведения очередного испытания «естественным путем» «свести практически к нулю» уровень бактериологического загрязнения почвы.
В последние два года в западной, российской и казахстанской печати стали появляться упоминания о том, что в 1988 году на острове Возрождения были захоронены около двадцати 250-литровых ёмкостей из нержавеющей стали, заполненных возбудителями сибирской язвы, доставленные с военного объекта в Свердловске. Факт, никем не подтвержденный, но и не опровергнутый.
Полигон функционировал до 1992 года, затем воинский контингент был передислоцирован, биолаборатория — демонтирована, часть оборудования военные вывезли за пределы острова, а часть осталась захороненной на острове. Надежно закрытый от посторонних глаз остров стремительно обезлюдел. Люди оставили в домах всю мебель и даже телевизоры. Нетронутыми оставлены два автопарка. Дополнили картину новенькие грузовые «ЗИЛы», «Кировец», другие трактора, мастерские, склады запчастей, тушенки и обмундирования. С 1993 по 1998 год остров Возрождения, который территориально относится к Узбекистану и Казахстану, фактически был отдан в руки любителей легкой наживы, автомобильная техника, электростанции были разграблены, а лабораторный корпус и прилегающие к нему бараки остались относительно нетронутыми.
В последние годы на остров наведываются лишь “металлисты”, и попасть сюда можно только с ними — то есть нелегально. Судя по всему, из-под земли на острове можно выкопать много чего.
Сейчас дорога от Аральска до острова Возрождения занимает примерно сутки. Сначала 300 километров по степному бездорожью до поселка на полуострове Куланды, потом 3 часа морем на моторке. От нынешнего берега до военного городка 45 километров. Городок впечатляет размерами. Только трехэтажных казарм более полутора десятка, плюс офицерские дома, два клуба — солдатский и офицерский, гаражный бокс длиной метров 300, здание начальной школы.
Необычен и загадочен лабораторный корпус и прилегающие к нему бараки. Судя по хорошо сохранившимся надписям и табличкам, в некоторых бараках в основном жили женщины. Причем, судя по условиям их содержания, это, скорее всего, были заключенные. В самом лабораторном корпусе несколько помещений, похожих на смотровые кабинеты, оборудованы гинекологическими креслами. Соседняя с ними комната имеет лишь одну герметически закрывающуюся дверь. С потолка, не доходя до пола примерно метр, опускается труба из нержавеющей стали. Еще в одной комнате складировано несколько десятков прекрасно выполненных мужских и женских манекенов с гнущимися руками и ногами. Сохранились богатая библиотека по биологии и огромный склад всевозможных колб и специальной посуды.
Железные двери в большинство подвальных помещений заварены и не открыты по сей день. Всюду разбросаны сейфы самых разных размеров. Между поселком и лабораторным корпусом находится странный, похожий на котельную объект, однако никаких котлов там нет. От резервуаров в сторону лабораторного корпуса уходят три трубы, окрашенные в разные цвета. Странно, но за сорок четыре года существования секретный гарнизон так и не обзавелся своим кладбищем. Здесь функционировал крематорий.
В 1998 году сюда прибыли геологи, экологи и эпидемиологи, в том числе американские. Заокеанские специалисты и сделали вывод, что перед своим уходом бывшие хозяева захоронили штаммы сибирской язвы, ставшие ненужными.
Одновременно узбекистанские и американские экологи сделали вывод, что экологическая обстановка на острове вполне благоприятная. По свидетельству очевидцев, буровики из любопытства вскрыли одно тайное подземное захоронение. Порошок — возбудитель страшной болезни они вряд ли нашли. Ибо, к счастью, все они живы. С большой долей уверенности можно утверждать; даже если на острове и было захоронено что-то страшное, оно никак не могло попасть в руки международных террористов.
Между тем в настоящее время с каждым годом опасность распространения инфекции может усугубляться, так как Аральское море мелеет, и, соответственно, остров увеличивается в размерах. Более того, остров Возрождения со стороны соседнего Узбекистана в прошлом году уже соединился по мелководью с материком, и его уже можно назвать полуостровом. Нетрудно предположить, что имеющаяся между островом и материком перемычка позволит легко мигрировать «на большую землю» зараженным животным.
При полном молчании узбекских властей военные США приступают к изучению советских наработок в области бактериологического оружия, в свое время носивших строго секретный характер. Первая группа американских военных и специалистов по бактериологическому оружию осенью 2001 года высадилась на узбекской территории острова Возрождения, расположенного в Аральском море. Эта акция осуществлена в рамках соглашения, подписанного между Узбекистаном и США. Напомним, что в рамках достигнутых договоренностей американская сторона выделяет министерству обороны Узбекистана 6 миллионов долларов, якобы предназначенных для проведения дезинфекции на острове.
Однако гуманитарные намерения США в данной ситуации вызывают определенные сомнения. Дело в том, что секретная военная база, на которой с 1949 по 1992 год проводились исследования в области создания бактериологического оружия, сегодня не представляет опасности и не является вероятным источником распространения спор сибирской язвы или чумы. Останки животных, на которых проводились опыты, точнее пепел, сохранившийся после сожжения их трупов, находятся в специально оборудованном подземном хранилище. По мнению ряда специалистов — биологов и эпидемиологов, работавших в 60-80-е годы на острове, система уничтожения тел зараженных животных была настолько отработана, что рецидив возникновения заразы исключается.
Что же привлекает американцев? Думается, в первую очередь это заброшенный комплекс исследовательского центра и то оборудование, которое в нем по-прежнему есть. По мнению узбекских ученых, пожелавших остаться инкогнито, профессионалам в данной ситуации не составит труда с высокой степенью достоверности определить основные направления, по которым работали здесь советские специалисты, а также определить уровень достигнутых ими знаний.
В пользу подобной версии говорит и тот факт, что США не проявили никакого интереса к сотням скотомогильников, расположенных неподалеку на плато Устюрт. Именно здесь в советский период находилась так называемая восьмая станция химической защиты, объект по тем временам более чем секретный. Дело в том, что в задачи, поставленные перед военным и гражданским персоналом станции, входили поиски и сбор останков погибших в результате испытаний бактериологических препаратов животных и захоронение.
Небезынтересна и технология испытаний. С военно-авиационной базы бомбардировщиков дальнего радиуса действия, расположенной в России (город Энгельс), в час Ч взлетал самолет Ту-22 КМ, на борту которого и находилось бактериологическое оружие, созданное на острове Возрождения. Над территорией плато Устюрт с высоты десять тысяч метров бактерии вбрасывались в атмосферу, и беда сайгакам, оказавшимся в радиусе их воздействия. После чего, облаченные в специальные костюмы, практически исключающие вероятность заражения, военные и эпидемиологи, нередко сочетающие в одном лице обе профессии, брали с трупов сайгаков нужные им ткани и отправляли их на исследование на остров, в другие закрытые центры, действовавшие в аналогичных направлениях.
Трупы же закапывали, оформляя паспорт на каждый скотомогильник. Захоронения производились по соответствующей инструкции, а в самом паспорте, кроме координат могильника, вносилось еще свыше двенадцати параметров, позволяющих иметь о нем максимально полную характеристику. Обработка каждого подобного захоронения осуществлялась препаратом лизол. По мнению тех же ученых, он весьма эффективен: источник чумы гибнет под его воздействием через полтора-два часа, а сибирской язвы — в течение трех часов.
И все же, если попытаться теоретически сопоставить степень опасности блестяще оборудованных хранилищ на острове Возрождения (свинцовые контейнеры, бронированные помещения, способные выдержать ядерный удар, каскад таких же бронированных дверей и так далее) и разбросанных по Устюрту скотомогильников, последние явно заслуживают большего внимания.
Учитывая, что узбекские власти хранят по поводу подписанного соглашения абсолютное молчание, а официальные представители власти не идут на контакт с прессой, остается предположить, что акция США носит отнюдь не гуманитарный, а сугубо разведывательный характер. Те же 6 миллионов долларов, которые якобы выделены на проведение дезинфекционных работ, скорее всего, плата здешним высокопоставленным чиновникам за оказанную американцам любезность.
Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что, судя по всему, полигон на острове Возрождения не представляет существенной опасности для здоровья жителей региона. А вот возрастающее присутствие США (в Центральной Азии вообще и в Приаралье в частности) может противоречить стратегическим интересам России и Казахстана.
Список использованной литературы:
1. «Общая газета», № 48, декабрь 2000 года. http://www.og.ru/mat/rep1.shtml
2. По материалам «Труд» и allnews.ru, 2000 г. http://www.osiyo.uz/news/history/bioaral.html
3. 21.04.2001 г. http://iicas.org/articles/library/lib_ek_23_04_01.htm
4. 13.10.2001 г. http://news.bbc.co.uk/hi/russian/sci/tech/newsid_1597000/1597272.stm
5. Иван Муравьев, «Время МН», 03.11.2001, с. 3.
6. 07.12.2001 г. Ирина Галкина, «Караван». http://www.caravan.kz/content.asp?pid=95&tid=27&aid=2541