Кунград

На сайте:

История

КУНГРАД. ИСТОРИЯ НАШЕГО ГОРОДА



В этом разделе Вы можете посмотреть различные документы, рисунки, фотографии, карты, так или иначе касающиеся истории Кунграда, Приаралья и Хорезма, а также причины и обстоятельства завоевания Хорезма Россией, рассказы о выдающихся людях оставивших свой след в истории края и многое другое из "дня вчерашнего".

История Кунграда это история города служившего тысячелетиями воротами древнего Хорезма. А почему Хорезма, ведь Кунград находится на карте Каракалпакстана? Потому что колючую проволоку, определившую современные границы, придумали в прошлом веке, да и каракалпаки переселены сюда лишь в девятнадцатом веке. Люди же жили на этой земле тысячелетия. И звали свою родину - Хорезм. Итак о Хорезме.

Древнейшие археологические памятники Xорезма относятся к эпохе неолита. На его территории открыты стоянки охотников и рыболовов, относящиеся к кельтеминарской культуре (4—3 тыс. до н. э.). Она названа так по заброшенному каналу Кельтеминар, близ которого были сделаны первые находки. Основной район распространения ее — древняя Ачкадарьинская дельта Амударьи и сопредельные территории. Население занималось рыболовством, охотой, собирательством, на позднем этапе — скотоводством.

В начале 2 тысячелетия до н. э. население  уже было знакомо с примитивным орошаемым земледелием и начатками скотоводства. В результате смешения культуры местного населения с культурой пришельцев из степей южного Приуралья сложилась археологическая тазабагъябская культура, относящаяся к кругу культур степной бронзы. Влияние северных соседей прослеживается в антропологическом типе и материальной культуре тазабагъябцев. Основные занятия — ирригационное земледелие и пастушеское скотоводство. Общественная организация — родовое общество, сохранявшее матриархальные традиции. В середине 2-го тысячелетия до н. э. на протоках Акчадарьинской дельты носители этой культуры — земледельцы и скотоводы оставили множество поселений. Один из их следов, могильник тазабагьябской культуры бронзового века (13—11 вв. до н. э.) близ горы Кокча — восточного отрога хребта Султануиздаг в Каракалпакстане. На поселениях сохранились остатки домов-полуземлянок, следы развитой ирригационной сети, полей.

В конце 2-го тысячелетия до н. э. развивается амирабадская культура (9—8 вв. до н. э.). Выделена по раскопкам стоянок в районе канала Амирабад в Каракалпакстане. Население жившее родовыми общинами (поселки из 15—20 прямоугольных полуземлянок), занималось ирригационным земледелием и скотоводством. В это время совершенствуется ирригационное земледелие, развивается отгонное скотоводство, оседлые поселения превращаются в большие (до 20 домов) деревни. В то же время в степях к северо-востоку от оазиса, в низовьях Сырдарьи, складывается культура с преимущественно скотоводческими хозяйством, носители которой были все же тесно связаны с земледельческими оазисами.

На основе этой культуры позднего бронзового века в степях Приаралья сложилась культура сако-массагетских племен (Тагискен, Уйгарак), на протяжении столетий культурно-исторически связанных с Xорезмом. В древнеперсидских надписях различаются три группы саков: саки-хаумаварга (у античных авторов — амюргии), саки-тиграхауда («с остроконечными шапками») и саки, «которые за морем» . В современной научной литературе саками назывались древние племена северных и восточных районов Средней Азии, в отличие от родственных им массагетов Приаралья. Массагеты, собирательное название группы племен Закаспия и Приаралья в сочинениях древнегреческих авторов. Неясность приводимых источниками сведений породила в науке многочисленные гипотезы об отождествлении массагетов и их этнической принадлежности. Одни ученые считали, что название «массагет» происходит от слова «масуо» — «рыба» и означает «рыбоеды». Другие объясняют его как составное из слов «мас», «сака» и «та» и означающее «большая сакская (скифская) орда». По предположениям третьих, слово «массагет» означает «мазагеты» — «великие геты», а сами массагеты тождественны с «да (большие) юечжи» древнекитайских летописей. Однако ни одну из гипотез нельзя считать общепризнанной. О каких племенах говорит тот или иной автор, называя их массагетами, не всегда ясно. По Геродоту, массагеты — кочевники; сражались они пешими и на конях, причем их кони имели на груди латы; их утварь и оружие изготовлялись из меди и золота. В борьбе с ними погиб основатель Ахеменидской державы Кир, побежденный «царицей» массагетов Томирис. По Страбону, массагеты поклонялись солнцу и приносили ему в жертву лошадей. Наряду с кочевниками Страбон относит к массагетам обитателей приаральских болот и островов, живших примитивным собирательством и рыбной ловлей, а также некоторые знавшие земледелие племена (например, хорезмийцев).

Полагают, что в 7—6 вв. до н. э. хорезмийцы, относимые Страбоном к сако-массагетским народам, возглавляли конфедерацию племен, населявших почти всю Среднюю Азию и часть Восточного Ирана. В хорезмском оазисе дальнейшее совершенствование техники ирригационного земледелия, основанной уже на сооружении крупных магистральных каналов, явилось одним из решающих факторов в последующем становлении древнехорезмийской государственности.

В середине 6 в. до н. э., вероятно при Кире II, Xорезм вошел в состав государства Ахеменидов. Ахемениды, династия царей древнеперсидской державы ведет начало от Ахемена, вождя союза персидских племен. Потомок Ахемена Кир II Великий, правивший (558—530) в Парсе и Аншане, основал огромную империю, объединившую большинство стран Востока. Государство было разделено на 20 военно-административных округов (сатрапий), во главе которых стояли специальные чиновники (сатрапы); они обязаны были собирать с населения и платить персидскому царю огромные подати.

На рубеже 6 и 5 вв. до н. э. о «городе Хорасмии» и стране хорезмийцев впервые сообщает древнегреческий автор — Гекатей Милетский. К этому времени относится городище Кюзели-Гыр и ряд других поселений, изученных археологами. Согласно Геродоту, Xорезм входил в состав XVI сатрапии государства Ахеменидов. Анализ античных сочинений позволяет предположить, что при Артаксерксе II (404—358) Xорезм стал отдельной сатрапией. Ее центром, вероятно, была большая крепость (городище Калалы-Гыр). Ко времени восточного похода Александра Македонского Xорезм уже независим: весной 328 до н. э. в ставку Александра прибыл для переговоров хорезмийский царь Фарасман, или Фратаферн.

В 4—3 вв. до н. э. Xорезм переживает экономический и культурный подъем: расширяются и совершенствуются оросительные системы, строятся новые города (городища Базар-Кала, Джанбас-Кала) и культовые центры (Кой-Крылган-Кала), развиваются ремесла и искусство. Джанбас-Кала, развалины крепости 4 в. до н. э. — 1 в. н. э. в пустыне Кызылкум в Каракалпакстане. Оборонительные стены Джамбаскалы образуют прямоугольник площадью 200 м на 170 м, занятый жилыми постройками, разделенными на два больших массива — квартала. Население занималось земледелием и скотоводством. Кой-Крылган-Кала, остатки древнего святилища и поселения в пустыне Кызылкум, в Турткульском районе Каракалпакстана. Раскопками вскрыты остатки древнехорезмийского мавзолея-храма 4—3 вв. до н. э. с центральным двухэтажным круглым зданием и кольцом крепостной стены; между ними располагались хозяйственные постройки. Во 2—1 вв. до н. э. святилище было заброшено, а в 1 в. н. э. на его развалинах возникло поселение, существовавшее до 4 в. н. э.

В конце 1-го тысячелетия до н. э. в культуре Xорезма отчетливо проявляется влияние степных племен, что, видимо, связано с историческими судьбами Кангюя. Ядро Кангюя составляли кочевники, обитавшие, вероятно, вблизи Сырдарьи, которая еще в средние века именовалась «рекой Канга». Время начала формирования государства неизвестно, несомненно только, что оно существовало уже во 2 в. до н. э. В 1 в. до н. э. ему подчинялся также Хорезм. В 1—3 вв. н. э. Кангюй теряет Хорезм вошедший в состав Кушанского царства.

Многочисленные находки кушанских монет, стиль некоторых памятников изобразительного искусства позволяют предположить, что в первых веках н. э. Xорезм находился в зависимости от Кушанского царства. В период своего расцвета (конец 1—3 вв. н. э.) оно включало значительную часть территории современной Средней Азии. Несмотря на крупную роль в истории древнего мира, Кушанское царство изучено слабо.

В то же время о существовании в 3 в. н. э. местной династии свидетельствуют результаты раскопок священного дворца на городище Топрак-Кала. Топрак-Кала, развалины города-крепости первых веков н. э. — 6 в. н. э., резиденции хорезмийских царей в 3—4 вв., в современном Бирунийском районе Каракалпакстана. Документами на дереве и коже, найденными во дворце, в Xорезме засвидетельствовано рабовладение; они датированы в годах так называемой хорезмийской эры, начало которой приходится на середину 1 в. н. э. Применение этого летосчисления археологически прослежено в Xорезме до 8 в. Господствующей формой религии в Xорезме был местный вариант зороастризма. На некоторых поселениях обнаружены «храмы огня».

В 712 году Хорезм завоевали арабы. Арабский полководец Кутейба, как сообщает Бируни, передал власть своему ставленнику. Но в Кяте вплоть до 10 в. продолжали править представители афригидской династии. Все большее значение стала приобретать столица Северного Хорезма — Ургенч, правитель которого Мамун ибн Мухаммед в 995 году объединил Хорезм. При нем и его преемнике Мамуне II ибн Мамуне отмечается новый расцвет Хорезма; в это время в Ургенче работали такие крупные ученые, как Бируни и Ибн Сина (Авиценна). В 1017 г. Хорезм завоевал султан Махмуд Газневи, в 1043 — сельджуки.

В конце 11 в. в Ургенче пришла к власти новая династия — великих хорезмшахов, представитель которой Атсыз (1127—56), продолжая политику собирания земель, начатую его предшественниками, подчинил всю северо-западную часть Средней Азии. Его внук Текеш ибн иль-Арслан (1172—1200) освободил Хорезм от сельджуков (1194). Стремясь освободить Хорезм от вассальной зависимости от каракитаев, Текеш в 70—80-е гг. 12 в. совершил несколько походов на Мавераннахр. Позднее захватил Нишапур (1187), Рей (1192), Мерв (1193). В 1194 г. разбил войска султана западных сельджукидов Тогрула II, в 1196 — аббасидского халифа Насира. В период правления Текеша Хорезм сделался могущественным государством в Средней Азии и на Среднем Востоке.

При сыне Текеша Мухаммеде II Ала-ад-дине (1200—20) государство великих хорезмшахов достигло наибольшего могущества. Его границы простирались от северных берегов Каспия до Персидского залива и от Кавказа до Гиндукуша. Он в 1207 г. подавил восстание бухарских ремесленников под руководством Санджара-Малика, а в 1212 — восстание в Самарканде. В 1210 г. разгромил войска каракитаев. В 1220 г. при наступлении Чингисхана на Хорезм не решился дать генеральное сражение, оставив свою армию разбросанной отдельными отрядами по городам и крепостям всей страны. Бежал с небольшим отрядом в Прикаспий, умер на одном из островов Каспийского моря.

В 1220 г., в результате нашествий войск Чингисхана, государство хорезмшахов распалось, Хорезм вошел в состав улуса Джучи, а затем в Золотую Орду. Во 2-й половине 14 в. Хорезм переживал новый период расцвета, его столица Ургенч обогатилась великолепными постройками. Правители Хорезма приобрели фактическую независимость. К этому времени, видимо, закончился процесс тюркизации языка хорезмийцев.

В 1388 году Тимур разрушил Ургенч и подчинил себе весь Хорезм. Песок засыпал каналы и сады, страна обезлюдела. На протяжении почти столетия продолжалась борьба между Тимуридами и золотоордынскими ханами за обладание Хорезмом.

Хивинское ханство (название это используется европейцами, сам народ всегда называл свою страну Хорезм) было основано кочевыми узбекскими племенами, которые захватили страну в 1511 г., под руководством султанов Ильбарса и Бальбарса,потомков Ядигар хана. Они принадлежали к ветви Чингизидов происходящей от Арабшах ибн Пилада, сына Шибана, который в свою очередь был пятым сыном Джучи, поэтому династию принято звать Арабшахидами.Они враждовали с другой ветвью предков Шибана - Шейбанидами, обосновавшимися в то же время в Маверанахре.

Aрaбшахиды придерживались степных традиций, делили ханство на вотчины по количеству мужчин (султанов) в династии. Верховный правитель, хан, был старшим в семье и выбранным советом султанов. В течении почти всего XVI века столицей ханства был Ургенч. Хива стала резиденцией хана впервые в 1557-58 гг. - нa один год и лишь во время правления Араб Мухаммад Хана (1603-1622) Хива стала столицей. В XVI веке ханство включало кроме Хорезма оазисы на севере Хорасана и туркменские племена в песках Каракум. Владения султанов часто включали в себя районы как в Хорезме так и в Хорасане. До начала XVII века ханство было рыхлой конфедерацией фактически независимых султанатов, под номинальной властью хана.

Уже перед приходом узбеков Хорезм потерял свое значение из за разрушений причиненных Тимуром в 1380 годах. Значительное оседлое население сохранилось лишь в южной части страны. Mногие, прежде орошаемые земли, особенно на севере, были заброшены и городская культура была в упадке. Экономическую слабость ханства отражал факт,что оно не имело своих денег и до конца XVIII столетия использовались бухарские монеты. В таких условиях узбеки могли сохранять свой кочевой образ жизни дольше чем их южные соседи. Они были военным сословием в ханстве, а оседлые сарты (потомки местного таджикского населения) являлись налогоплательщиками. Авторитет хана и султанов зависели от военной поддержки узбекских племен; чтобы уменьшить эту зависимость ханы часто нанимали туркмен, в результате чего роль туркмен в политической жизни ханства росла и они начали селиться в Хорезме. Отношения между ханством и Шейбанидами в Бухаре были враждебными, Арабшахиды часто вступали в союз с сафавидским Ираном против своих узбекских соседей и три раза; в 1538, 1593 и 1595-98 годах ханство было оккупировано Шейбанидами. К концу XVI века, после серии внутренних войн в которых большинство Арабшахидов было убито, система дележа ханства меж султанами была отменена.

Правление знаменитого хана-историка Абул Гази (1643-1663), и его сына и наследника Ануша были периодами относительной политической стабильности и экономического прогресса. Были предприняты широкомасштабные ирригационные работы и новые орошаемые земли делились между узбекскими племенами; которые становились все более оседлыми. Однако страна была все равно бедной и ханы заполняли свою пустую казну добычей от грабительских походов против соседей.С этого времени до середины XIX века страна была, по выражению историков, "грабительским государством".

Династия Арабшахидов вымерла к концу XVIII века, к этому времени сильно возросла власть племенных вождей и они стали приглашать Чингизидов из казахских степей на ханский трон. Реальная же власть сосредоточилась в руках узбекских племенных вождей с титулами Аталик и Инак. Два главных узбекских племен, Кунград и Мангит, вели борьбу за власть в ханстве и их борьба сопровождалась отделением северной части Хорезма: Aрaла и дельты Aмудaрьи. Узбеки Aрaла, в большинстве кочевники, провозгласили ханами своих Чингизидов, которые также были марионетками. Большую часть XVIII века в Хорезме царил хаос, и в 1740 г. страна была захвачена Надир Шахом из Ирана, но иранская власть была номинальной и окончилась со смертью Надир Шаха в 1747 году. В последующей борьбе Кунградов и Мангитов выиграли Кунграды. Однако долгие войны между Хивой и Аралом и между различными узбекскими племенами, в которых и туркмены принимали активное участие, привели Хорезм на грань тотальной анархии, особенно после захвата Хивы в 1767 году туркменским племенем йомудов.

В 1770 году Mухаммад Aмин Инак, вождь Кунградов, разбил йомудов и установил свою власть в ханстве. Он стал основателем новой Кунградской династии в Хиве. Однако и после этого Кунградским Инакам понадобилось десятки лет чтоб подавить сопротивление племенных вождей и марионетки чингизиды все еще находились на троне.

В 1804 году внук Mухаммада Aмина, Ильтузер Инак был провозглашен ханом и чингизиды больше не были нужны. Его младший брат, Mухаммад Рaхим хан (правил 1806-1825), объединил страну победив аральцев в 1811 году, покорил каракалпаков (на северо-западе дельты Амударьи) и пытался с некоторым успехом подчинить туркмен на юге и казахов на севере. Tу же политику вели его наследники. Ильтузар и Мухаммад Рахим наконец сломили оппозицию племенной знати с помощью сартов и обуздали военную силу туркмен, которых они или убеждали жить в Хорезме раздавая орошаемые земли за военную службу, или же принуждали их к этому силою. Они создали сравнительно централизованное государство в котором провинциальные губернаторы имели ограниченную власть.

В первую половину XIX века Кунграды значительно расширили ирригационную систему; таким образом узбеки стали оседлой нацией, в результате чего стали появляться новые города. При Мухаммад Рахим Хане в ханстве начали производить свои собственные монеты. Но несмотря на все это, ханство испытывало недостаток как в людских так и финансовых ресурсах и хивинские походы в Бухарское ханство и в Хорасан, а также против казахов и независимых туркменских племен стали ежегодными. В то же время Кунградский период ознаменовался и культурными достижениями; именно в это время Хорезм стал главным центром развития тюркской литературы в Средней Азии.

На тот же период приходится переселение каракалпаков на территорию северного Хорезма. Большая часть каракалпаков в 17 — середине 18 вв. занимала территорию среднего и нижнего течении Сырдарьи. Они вели полукочевой образ жизни, занимались скотоводством, земледелием и рыболовством. Власть принадлежала феодально-родовой знати и мусульманскому духовенству. Каракалпаки зависели от казахских ханов Младшего жуза. В 1742 г. из-за постоянных нападений соседних племен они отправили послов в Оренбург и Петербург с просьбой о принятии в русское подданство. Русское правительство удовлетворило просьбу каракалпаков. Это вызвало нападение на них в 1743 г. казахского хана Абулхайра. В результате чего основная масса каракалпаков ко 2-й половине 18 в. переместилась с Сырдарьи на западный проток ее дельты — Жанадарью. В конце 18 в. начались активные действия хивинских ханов по завоеванию каракалпаков, которые в 1811 году при Mухаммад Рaхим хане завершились покорением и переселением их в дельту Амударьи.

За короткий срок каракалпаки создали в Хивинском ханстве несколько новых земледельческих районов. Угнетение каракалпаков местной и хивинской знатью привело к крупным восстаниям против хивинских ханов в 1855—56 и 1858—59 годах, которые были жестоко подавлены хивинским войском. Повстанцы стремились уйти из-под власти Хивы и присоединиться к России, однако этому мешали каракалпакские феодалы, сотрудничавшие с хивинским правительством и заинтересованные в сохранении своих привилегий.

В 1855 г. армия ханства потерпела сокрушительное поражение от туркменов теке под Серахсом, в Хорасане, и хан Мухаммад Амин был убит в сражении. Это вызвало восстание туркмен в Хорезме, которое длилось с перерывами до 1867 г. Ханство ослабело политичесли и экономически и большая часть земель освоенных в первой половине века было заброшено, ханство также потеряло контроль над южными туркменами. Вдобавок ко всему оно приближалось к роковой конфронтации с Россией. Первая попытка проникновения в Хорезм была предпринята еще Петром I, пославшим в 1717 году военную экспедицию под начальством князя Бековича-Черкасского. Тогда экспедиция была неудачной и почти все ее члены погибли.

В XIX веке напряжение между Российской империей и Хивой росло в результате российской экспансии в Средней Азии, их соперничества за влияние в казахских степях и из за грабежа российских торговых караванов хивинцами. Немаловажную роль сыграла борьба за сферы влияния в Азии между Англией и Россией. Военное наступление на Хиву началось весной 1873 г. с нескольких направлений под руководством генерал-губернатора Туркестана фон Кауфманa. Хива была взята 29 мaя и хан Саид Мухаммад Рахим II сдался. Мирный договор подписанный 12 августа 1873 г. определил статус ханства как российский протекторат. Хан объявил себя "пoкорным слугой" российского императора и все земли ханства по правому берегу Амударьи отошли к России. Потеря независимости почти не отразилось на внутренней жизни ханства, в которую Россия вмешивалась лишь чтобы подавить несколько туркменских мятежей.

После похода царских войск на Хиву в 1873 г. и заключения договора территория, расположенная на правом берегу Амударьи, была присоединена к России; здесь был образован Амударьинский отдел, в 1887 году вошедший в Сырдарьинскую область Туркестанского генерал-губернаторства. Левобережье осталось в составе Хивинского ханства. Присоединение к России имело объективно прогрессивное значение. Открывались русско-туземные общеобразовательные школы. Были прекращены феодальные усобицы и непрерывные набеги, от которых страдало население. Вместе с тем включение в состав Российской империи привело к усилению гнета народа: его обирали как местные баи, духовенство, так и царская администрация. В вассальном Хивинском ханстве население было еще более бесправным, чем в колониальном Амударьинском отделе. Техника сельского хозяйства и ирригации оставалась примитивной. Колониальный гнет усилился в начале ХХ века, особенно в годы 1-й мировой войны. В Средней Азии вспыхивали восстания, направленные против самодержавия. Население участвовало в революционных выступлениях 1905—07 гг. и в Среднеазиатском восстании 1916 г. Главными очагами его в Амударьинском отделе стали Чимбай и Сарыбийская волость Шураханского уезда.

После Февральской революции 1917 г. в Петроалександровске (Турткуль), Шурахане, Чимбае были созданы Советы. Преобладавшие в них меньшевики и эсеры поддерживали буржуазное Временное правительство. Во 2-й половине октября 1917 г. в Петроалександровске возникли первые большевистские организации. После победы Октябрьской революции в Центральной России и Туркестане Советская власть была установлена в 1-й половине декабря 1917 г. в правобережной Каракалпакии. В апреле 1918 года она вошла в состав Туркестанской АССР. Весной 1918 г. предводитель туркмен йомудов, Джунаид Хан захватил власть в Хиве, его банды в ноябре — декабре 1918 г. пытались захватить город Петроалександровск; население города выдержало 11-дневную осаду. Нападению басмачей подвергались также Шаббаз и Нукус. В сентябре 1919 г. решением Реввоенсовета Туркестанской республики в Петроалександровске был создан ревком (председатель — Н. А. Шайдаков), ставший центром революционных сил. В августе 1919 г. в Чимбае вспыхнул контрреволюционный мятеж, руководители которого — кулаки из казаков-уральцев, местные феодалы и мусульманское духовенство — получали поддержку от атамана Дутова и Джунаид-хана. Мятежники овладели Чимбаем, Муйнаком, Нукусом. В феврале 1920 г. мятеж был ликвидирован. В январе 1920 г. в Хиве вторгшейся Красной Армией при поддержке оппозиционных узбеков и туркмен был свергнут Джунаид хан.

2 февраля 1920 г. отрекся последний Кунградский хан, Саид Абдалла и 27 апреля 1920 года вместо ханства была провозглашена Народная республика Хорезм, в ее состав вошла и левобережная Каракалпакия. А правобережье: Амударьинский отдел, в декабре 1920 года был преобразован в Амударьинскую область Туркестанской АССР.

14 октября 1924 года 2-я сессия ВЦИК приняла постановление, по которому часть территория Туркестанской АССР с преобладающим каракалпакским населением в ходе национально-государственного размежевания советских республик Средней Азии выделялась в Каракалпакскую АО, к ней присоединялись также часть каракалпакского округа Хорезмской республики. Создание Каракалпакской АО было провозглашено и законодательно оформлено 1-м Учредительным съездом Советов (г. Турткуль, 12—19 февраля 1925). Каракалпакия вошла в состав Казахской АССР, а 20 июля 1930 г. — непосредственно в состав РСФСР. 20 марта 1932 года преобразована в Каракалпакскую АССР, которая в 1936 г. вошла в состав Узбекской ССР.


В разделе использованы материалы сайтов:

"Восточная литература" "Международный исторический журнал" проекта "Зеркала"
liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня  

© 2006-2009. Права на сайт принадлежат kungrad.com.
При использовании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
Администратор