Хива - столица. Основные районы, ворота и городские кварталы. Базары. Мечети. Медресе. Полиция.

II ХИВА
Хива — столица.- Основные районы, ворота и городские кварталы. — Базары.- Мечети. — Медресе, или училища; их основание, организация и обеспечение. — Полиция. — Хан и его правительство. — Налоги. — Суды. — Ханство. — Каналы. — Политическое деление. — Плоды земли. — Промышленность и торговля. — Дороги. — Население ханства. — Казахи (киргизы). — Сарты. — Персы. — История Хивы в XIX веке. — Ханы и их родословная.
А. СТОЛИЦА
Поскольку речь идет о восточном городе, нет нужды упоминать о том, что изнутри Хива предстает совершенно иной в сравнении с тем, что она обещает снаружи. Если читателю приходилось уже видеть персидский город самого низшего ранга, то скажем ему, что Хива еще хуже. Впрочем, представьте себе три-четыре тысячи глиняных домишек с неровными небеленными стенами, разбросанных в величайшем беспорядке, обнесите их в воображении глиняной стеной толщиной в 10 футов, и вы получите представление о том, что такое Хива. Районы Обычно город делят на две части: а) собственно Хиву и б) Ичкале, т.е. цитадель, окруженную стеною и отделенную от внешнего города четырьмя воротами. Ичкале состоит из следующих кварталов (махалля): Пехливан, Улуёгудж, Акмесджид, Йипекчи, Кошбегимахаллеси. В самом городе девять ворот, а именно: на север ведут Ургенч-дарвазасы, (Дарваза — персидское слово, означающее «ворота») Гендумгях-дарвазасы, Имарет-дарвазасы; на восток — Исмахмудата-дарвазасы, Хезарасп-дервазасы; на юг — Шихлар-дарвазасы, Пишкеник-дарвазасы, Рафенек-дарвазасы и на запад — Бедрхан-дервазасы. В городе насчитывают 10 махалля (кварталов), а именно: 1) Ор, 2) Кефтерхане, 3) Мивестан, где продаются фрукты, 4) Мехтерабад, 5) Еникале, 6) Бала-Хауз, где есть большой водоем, окруженный платанами, 7) Нанемесорама, (Значение слова: «деревня, где не едят хлеба») 8) Нуруллабай, 9) Багче, 10) Рафенек. Базары Базаров или таких торговых рядов, какие встречаются в Персии или в городах других стран Востока, в Хиве нет совсем. Заслуживает упоминания только тим — маленький, хорошо устроенный [246] базар с довольно высокими сводчатыми помещениями, где размещаются около 120 лавок и караван-сарай. Здесь можно найти все, что предлагает русский рынок: сукна и скобяные товары, предметы галантереи, льняные ткани и ситец, а также то немногое, что доставляется из Бухары и Персии. Вокруг тима располагаются нанбазари (хлебный рынок), бакалбазари (бакалейный рынок), шембазари (шелковый и свечной рынок) и сертарашбазари (10-12 цирюлен, где бреют головы; попросить сбрить бороду означало бы прослыть сумасшедшим или обречь себя на смертную казнь). Из базаров мы должны еще упомянуть Кичик-караван-сарай, где выставляют на продажу рабов, привезенных сюда теке и йомутами. Без этого предмета торговли Хива совсем бы не могла существовать, так как вся земля обрабатывается рабами. На этой теме мы остановимся подробнее, когда речь пойдет о Бухаре. Мечети В Хиве немного мечетей старинной и искусной архитектуры. Следует назвать только: 1) Хазрети-Пехливан-здание, которому уже четыре столетия. Оно имеет один большой и два маленьких купола; в нем находится могила Пехливана Ахмеда Земчи170, почитаемого святого и покровителя города Хивы. Внешний вид его не сулит многого, однако внутренняя отделка изразцами выполнена с большим вкусом; к сожалению, в мечети темно, и из-за скудного освещения многое скрыто от взоров. Как в самой мечети, так и в преддверии всегда толпятся поклонники мнемотехники, которые, постоянно слушая Коран, выучили его наизусть и все время читают вслух отрывки из него; 2) Джумаа-месджиди, где хан творит пятничную молитву и где читается официальная хутба (молитва за царствующего правителя); 3) Хан-месджиди в цитадели; 4) Шалекер, построенная уроженцем Хивы; 5) Атамурад-Кушбеги, 6) Карагёз-месджиди. Медресе (училища) В Средней Азии по числу училищ и великолепию их отделки можно судить о степени благосостояния и религиозной образованности населения. Принимая во внимание ограниченность в средствах, те усердие и готовность к пожертвованиям, которые проявляют не только хан, но и простые ремесленники при сооружении и обеспечении училищ, действительно достойны всяческих похвал. Образцом в этом отношении служит Бухара, древнейший центр исламской цивилизации в Средней Азии, но и в Хиве есть несколько училищ, из которых мы упоминаем следующие: 1) Медемин (Сокращение от Мухаммед-Эмин.) — хан-медресе, построенное в 1842 г. [247] персидским архитектором по образцу перворазрядного персидского караван-сарая. Справа от него находится довольно неуклюжая башня, намного выше двухэтажного медресе; однако она осталась неоконченной вследствие смерти строителя. В этом училище 130 худжр (келий), поэтому в нем могут проживать 260 учеников; оно ежегодно получает доход в 12 тыс. хивинских батманов пшеницы и 5 тыс. тилля (2,5 тыс. ф.ст.) деньгами. Чтобы дать читателю приблизительное представление об этом учебном заведении, приведем данные о распределении доходов и тем самым одновременно представим его персонал: 5 ахундов (профессоров) ежегодно получают 3000 батманов и 150 тилля, 1 муэдзин (призывающий к молитве) ежегодно получает 200 батманов, 2 служителя ежегодно получают по 200 батманов, 1 цирюльник ежегодно получает 200 батманов, 2 мутевали, или инспектора, получают десятую часть всего дохода; остальное распределяют между учениками, образующими три класса: 1 класс получает 60 батманов и 4 тилля, 2 класс 30 — 2 , 3 класс 15 — 1; 2) Аллакули-хан — 120 худжр, ежегодный доход воспитанников составляет 50 батманов, и 2 тилля (1 ф.ст.); 3) в медресе Кутлуг Мурад-инак каждая худжра получает 50 батманов и 3 тилля; 4) в медресе Араб-хан очень мало худжр, но они очень хорошо обеспечены; 5) Ширгази-хан. Эти медресе — единственные постройки среди глиняных хижин, заслуживающие наименования домов; дворы в них большей частью содержатся в чистоте, нередко засажены деревьями или правращены в сады. Об учебных дисциплинах мы поговорим, когда речь пойдет о Бухаре, центре среднеазиатской учености, а пока лишь заметим, что занятия проводятся в помещениях профессоров с отдельными группами учеников, составленными с учетом их умственных способностей. Полиция В каждом квартале города есть мираб, (Мираб, по-турецки субаши, — должность, которая сыграла и играет до сих пор большую роль в ареале от китайской границы до Адриатического моря.) отвечающий за общественный порядок в своем районе и следящий, чтобы в течение дня не произошло драк, краж или других преступлений. Охрана города ночью поручена четырем пайшабам (главным сторожам), которые обязаны всю ночь стоять в карауле у ворот цитадели, тогда как младшие сторожа, а их у каждого главного восемь, т.е. всего 32, исполняющие одновременно обязанности палачей, обходят город и хватают всех, кто показывается на улице позже часа пополуночи. Особое внимание они обращают на попытки взлома и на запрещенные любовные приключения, и горе тому, кого застанут на месте преступления.