Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей XI

Часть I
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИЗВЕСТИЯ

Глава ВОСЬМАЯ
РАЗВАЛИНЫ

В степях киргиз-казачьих встречается столько развалин древних зданий, что мы не можем умолчать об оных в нашем описании.

Трудно и даже едва ли возможно определить, какой народ строил сии здания, ибо они разных родов. Одни, сохранив признаки капищ, ламайскому служению посвященных 49, очевидно, принадлежат мунгалам или зюнгарам, другие похожи на магометанские мечети, третьи суть остатки обыкновенных азиятских жилищ и, наконец, четвертые достигли такой степени разрушения, что не могут подать повода ни к каким заключениям. Материалы, из коих строились сии здания, также неодинаковы; от некоторых остались большие камни, от других кирпичи, третьи были глиняные. Нынешние киргиз-казаки вообще не говорят о них ничего правдоподобного, кроме того, что они не принадлежат их предкам, но должны быть приписаны народам, занимавшим сию страну прежде них. Только немногие из развалин, равно как все вообще древние могилы, называют они ногайскими (Киргиз-казаки иначе не называют татар, в России живущих, как ногаями. Слово «татары», совсем у них неупотребительно и принадлежит, по их мнению, какому-то подлому народу, проклятому одним магометанским пророком. Бухарцы и хивинцы то же думают, и так же называют татар российских ногаями 50).

Итак, не входя ни в какие разделения означенных остатков древности, упомянем об известнейших из оных. Описание наше будет более географическое, нежели историческое, по сей причине мы и решились включить оное в сию (географическую) часть нашего сочинения, хотя, по-видимому, оно бы и не должно в ней иметь места.

Главнейшие между развалинами степей киргиз-казачьих как по обширности, так и по ясности признаков суть развалины Аблайкитские 51, лежащие на левой стороне Иртыша, верстах в 70 от Усть-Каменогорской крепости в долине, пересекаемой речкою, которая получила от них свое название. Место, их заключающее и обнесенное каменною стеною, имеет около версты в длину и полверсты в ширину. Внутри ограды были два здания: одно служило ламайским капищем, и в начале прошедшего столетия еще видны в нем были статуи, живописные изображения бурханов 52, и многие письмена, из коих некоторые листы в 1720 году были оставлены императору Петру Великому, а им посланы в Парижскую академию надписей изящных искусств 53. Подробные описания сих развалин можно читать в сочинении Миллера 54 De scriptis Tanguticus in Siberia repertis, в путешествии по Сибири Палласа; в «Записках» помянутой Академии, и, наконец, в «Сибирском вестнике» 1818 года, в статье «О древних развалинах в Сибири» 55.

Развалины Семи палат, сообщившие название Семи-алатной крепости, равным образом заслуживают особенного внимания. Они также описаны Миллером, Палласом и в «Сибирском Вестнике» 56

В горах Кен-Козлан, на реке Кызылсу, впадающей в Талду, на прелестном местоположении стоит строение двухэтажное (Здание сие описано подробнее г. Броневским 57. См.: Отеч. Записки. 1830) каменное, крестообразное, сложенное из дикого камня на извести; потолки в нем обрушились, но приметно, что они были покрыты красной краскою, а стены штукатурены. На верхнем этаже вокруг всего строения была галерея и фронтон, поддерживаемый четырьмя деревянными колоннами, выкрашенными мастикою, предохранявшею их от гнилости. Около сего здания были и другие, но развалились до основания, стены поросли деревьями шиповника и таволги нарочитой величины 58. При самом Каркалинском приказе, в тесном ущелий, где протекает река Джирымсу, воздвигнута стена, преграждающая проход на обширную долину, окружаемою очень высокими горами, по гребням коих проведена стена из дикого плитного камня, в иных местах в 7, а в других в 5 аршин вышиною, и в 3 аршина толщиною 59.

Остатки каменной мечети, находящейся в 95 верстах от Троицкой крепости за рекою Тогузак, известны из путешествия Палласа 60. Недалеко от сих развалин есть и другие, но не замечательные.

На берегу реки Аягуз, впадающей в озеро Балхаш, стоит остроконечное здание, весьма тщательно построенное из каменных гладких плит. В нем три каменные статуи, из коих две, по словам киргиз-казаков, изображают прославляемых в сказках любовников Баян-хана и Куз-Кур-пяч, и третья — их служанку. Верующие в подлинность их изображений приносят им жертвы 61.

На берегу Кара-Кингиря есть развалины палат и мечети, называемые Джан-Ана. Говорят, что тут был дворец одного из потомков Чингисовых 62.

Белян-Ана — развалины города. Они лежат при реке Сарасу на один день езды от озера Телекуль, в которое она впала. Длина сих развалин верст 6, ширина около одной версты 63.

На левой стороне Нуры, впадающей в озеро Кургал-джин, в 27 верстах от ее устья, был некогда город по имени Тотагай, или Ботагай, коего многие остатки доныне существуют. Г. Шангин видел их и описал (См.: Сибир. вестник. 1820 год.). Они простираются верст на десять. Одно из развалившихся зданий, по мнению сего путешественника, служило храмом, было построено из кирпича, имело внутри столпы и стены отштукатуренные. Близ сего храма стоял другой, подобный ему, а из развалин, несколько далее находящихся, некоторые имели до 300 сажен в длину 64.

Окрестности реки Нуры вообще богаты подобными остатками древности. На правом берегу ее, в 55 верстах от озера Кургалджина, еще видны значительные развалины, также описанные г. Шангиным (см. тот же вестник 1818 года), равно как и два укрепления, у горы Карт лежащие, и разрушенная башня в верховьях Нуры, близ древней копи медной руды 65.

Тем же путешественником осмотрены два здания, лежащие на реке Якши-Кун — одно от другого в 30 верстах. Одно из них кирпичное, другое каменное, оба с куполами и двумя отверстиями, одно — на юг, другое — на север. Киргизы приписывают построение сих зданий калмыкам или монголам и почитая оные святыми, совершают в них молитвы и жертвоприношения 66.

Весьма любопытны остатки древних полевых укреплений, лежащие близ речки Ак-Койрак. Их всего шесть. Г. Шангин говорит, что четыре находятся одно от другого сажен в 100, пятое против средины их близ речки, а шестое в 2,5 верстах от одного из крайних укреплений. Все они имеют вид эллипсов, но не сомкнутых: с восточной стороны бока отделяются один от другого пространством сажен в 60, а с западной в 25 сажен. Сии пространства были защищены четвероугольными башнями 67.

Полуостров озера Якши-Янгиз укреплен валом простым, но правильно устроенным, и большею частию из порфировых четвероугольных камней 68.

На берегах Тургая есть несколько древних могил со строениями каменными и кирпичными. Одна из них особенно замечательна величиною. Она состоит из насыпи, более 15 сажен вышиною и до 135 сажен в окружности. Киргизы почитают ее святою и сказывали капитану Рычкову, видевшему ее в 1771 году, будто она скрывает в себе прах одного богатыря необыкновенного роста.

Несколько далее видно было (на Тургае же) четвероугольное городище с развалившимися валами, воротами и зданием, коего стены имели до 9 сажен высоты. Кругом его могилы 69.

На урочище Байтак, при реке Большой Хобде, по уверениям киргизов, был некогда город. Ныне тут видны развалины зданий, полуизглаженные каналы и признаки пашен. В 1750 году строения еще не все были разрушены: подпоручик Ригильман видел их и некоторые из них срисовал. Киргизы весьма уважают сие место и за счастие почитают быть здесь погребенными 70.

Такой же город был на реке Уиле, при урочище Мавли-Берди (или Мавлюм-Берди). Рычков, в своей «Оренбургской топографии» пишет, что в половине прошедшего столетия на сем месте еще были видны от 30 до 40 кирпичных зданий, каналы для пашен и огороды 71.

По древней, так называемой Ногайской дороге, ведущей из Сарайчиковской крепости к остаткам древнего Ургенджа, есть много развалин, а именно:

a. Узунтам. На левой стороне реки Сагыз, чрез которую в сем же месте был построен каменный мост или плотина. Оставшиеся от нее плиты тесаного камня еще видны. Говорят, что она была сделана по повелению одного из сыновей Чингисхана 72.

b. Бокашаулия на Эмбе 73.

c. При колодце Учукан 74.

d. На Чинке (крае Устюрта), по словам киргизов были три крепости 75.

e. Куптам, где находятся два колодца, обложенные кирпичом, и около их до 30 разрушившихся каменных зданий 76.

f. Беляулиатай, посреди Устюрта. На сем месте, по словам киргизов, один из их святых построил мечеть и медрессе (училище). Строения сии еще не совсем развалились доныне. Они были сделаны из каменных плит с кирпичными сводами. При них находится колодезь, глубиною сажен в 30. Стена, окружавшая сии строения,составляла род замка и имела четверо ворот, покрытых сводами. Урочище сие составляет довольно приметное возвышение 77.

Не в дальнем от оного расстоянии, при урочище Турук, или Чурук, находятся развалины строений и могилы. В строениях видны каменья столь необыкновенной величины, что трудно объяснить, каким образом взнесены оные были на свои места. Тут же бьет источник, или ключ, хорошей воды, целительной силе которого киргизы удивляются 78.

Кроме вышеописанных развалин Узунтам на реке Сагыз, равно как на Эмбе, есть еще остатки древних поселений и каналов, коими в оные доставлялась вода.

Развалины Девлет-Гирей лежат на западном берегу Аральского моря против залива Улу-Кулмагир. Киргизы говорят, что тут прежде был город, куда съезжались купцы для торга. Другие уверяют, что на Аральском море торговля производилась в городе Кусайтайна, где именно лежал сей город, неизвестно 79.

На Илеке, близ озер Барби, недалеко от Тобола, и в разных других местах степей киргизских есть еще многие развалины 80. Не имея возможности описать их все, мы заключим сию статью известиями об остатках древности, доныне существующих на берегах рек Сыра, Кувана, бывшей Яныдарьи и на островах, ими образуемых.

Число и вид развалин, сохранившихся на реке Сыр, показывают, что берега ее некогда были весьма населены, и что около ее верховья жили люди, образованием и деятельностью далеко превосходившие тот народ, который ныне занимает их место. Мы разумеем здесь остатки зданий, видимых около Коканта. Судя по словам азиятцев, оные должны принадлежать грекам, или бактриянам и согдиянам. Прочие развалины напоминают владычество Чингисидов и разноплеменных народов, составлявших страшные их ополчения.

Известнейшие из них суть остатки города Джаныкента, имеющие несколько верст в окружности и лежащие на час езды от левого берега Сыра и на день от устья сей реки. Когда и кем был построен Джаныкент, или Янгикент (новое укрепление), неизвестно, но знаменитый арабский географ Абульфеда, живший, как известно в XIV столетии, упоминает о нем под именем Янгикент. В прошедшем столетии он принадлежал каракалпакам. Поручик Гладышев, посланный в 1742 году к народу сему российским правительством, пишет, что он нашел Джаныкент в развалинах, но что в нем еще существовали каменные башни с оградами, и что хан каракалпакский жил здесь. По рассеянии каракалпаков места сии заняты киргиз-казаками, которые говорят, будто первобытные жители Джаныкента выгнаны из него были змеями 81.

Джитыкала (семь городов) лежат на правом берегу реки Кувана и составляют несмотря на название свое, одно поселение или один город, который в прошедшем столетии также принадлежал каракалпакам. Тут нет ныне строений, но еще видны рвы, служившие укреплением, ворота, каналы и проч. 82.

Джингиткала суть развалины замка, коего стены имели до 5 сажен высоты и в конце прошедшего столетия еще были целы вместе с башнями. Место сие находится между Сыром и Куваном на горе Джингит 83.

Кумкала, Ковенкала, Кулчуктам, Сарлытам и Куюк-там лежат на высохшем ложе Яныдарьи или близ оного, Бузун-Гисар — на Кувандарье, недалеко от разделения ее на протоки, называемые Биш-Узяк 84.

Мы не говорим о развалинах Отрара, знаменитого смертию Тамерлана, и других городов, выше лежащих на Сыре, ибо места сии не принадлежат киргиз-казакам; заметим только вообще, что берега Сырдарьи были некогда весьма населены (Один бухарец, часто посещавший Оренбург и слывший человеком ученым, рассказывал нам, будто бы в древние времена берега Сыра и Аральского моря были столь населены, «что кошка могла прийти из Туркестана в Хиву, перебегая с одной крыши на другую». Но какой народ обитал в сих местах, того он не знал) 85.

Комментарии

49 Ламаистские (ламайские) капища. Здания, где отправлялись буддийские религиозные обряды. Построены джунгарами (ойратами).

50 Ногай (ногайцы). Население Ногайской орды или Мангытского юрта, государства, выделившегося из Золотой орды в конце XIV в. при Едыгее. В XV — первой пол. XVI в. ногайцы населяли территорию между Яиком (Уралом) и Нижней Волгой. Распад Ногайской орды на независимые части относится ко второй половине XVI в.

51 Аблайкит (Аблаинкит) — ламаистский монастырь-крепость, развалины которого находятся в 60 км к югу от г. Усть-Каменогорска в южных отрогах Калбин-ского хребта. Построен в 1654 — 1656 гг. калмыцким тай-шой Аблаем (отсюда название Аблайкит — «Аблаево капище»), разрушен в 1670 г. Памятник неоднократно обследовался Г. Ф. Миллером, В. Шишковым, И. Г. Гмелиным, Г. Спасским, К. Риттером и др. (см.: Черников С. С. Памятники архитектуры ойрат-калмыков (материалы) // Записки Калмыцкого НИИЯЛИ. Элиста, 1960, В. I).

52 Бурханы. Скульптурные изображения буддийских божеств, сделанные из разных материалов.

53 Более подробные сведения об истории изучения и содержании тибетских и монгольских рукописей, найденных членами экспедиции И. М. Лихарева в 1720 г. в Верхнем Прииртышье, см.: Княжецкая Е. А. Новые сведения об экспедиции И. М. Лихарева // СНВ. Вып. XXVI. М., 1989. С. 10 — 35; Воробьева-Дееятовская М. Я. Лист тибетской рукописи из «Аблай-Кита». Там же. С. 36 — 42.

54 Герард Фридрих Миллер (1705-1783). Известный историк и исследователь Сибири, член Петербургской Академии наук (с 1731 г.), автор многочисленных трудов по географии, истории и этнографии народов Сибири и Казахстана.

55 Имеется ввиду статья Г. И. Спасского (см.: коммент. 38 этого разд.), опубликованная во II и III частях Сибирского вестника за 1818 г.

56 «Развалины Семи Палат» — несохранившийся культово-жилищный комплекс калмыков XVII в., известный также под названием Доржыкит (Доржынкит) и «Каменные мечети» (в русских источниках начала XVII в) Комплекс находится неподалеку от совр. г. Семипалатинска (которому дал название) и состоял из семи зданий — «палат» из сырцового кирпича, каменных блоков с деревянными конструкциями перекрытий о нем.: см.: коммент. 51, а также: Армстронг И. А, Семипалатинские древности // Известия Археологического об-ва. 1860. Т.2. Вып. 4..

57 Семен Богданович Броневский (1786 — 1858). Офицер, начальник отдельного Сибирского корпуса (1823 — 1826), омский областной начальник (1827 — 1835 гг.), генерал-губернатор и командующий войсками в Сибири. По заданию Московского общества сельского хозяйства и Азиатского департамента МИД собирал разнообразные сведения о казахах. Его основная работа — «Записки генерал-майора Броневского о киргиз-кайсаках Средней Орды (ОЗ. Спб., 1830. Ч. 41-43).

58 Здесь описан известный «Кызылкентский дворец», остатки которого находятся в горах Кент на терр. Карагандинской области. В литературе памятник датируется по-разному: XIII — XV вв., XVII в. С. С. Черников считает его храмом Учурту-тайши, старшего брата Аблая (см. коммент. 51). (Описание памятника см.: Никитин В. П. Памятники древности Каркаралинского уезда // Записки РАО. Нов, сер. Т. VIII. В. 1 — 2, Спб., 1896; Смаилов Ж., Бейсенов А. Кызылкенiш сарайы // Бiлiм жэне енбек. 1987. №6).

59 Останки этой стены находятся неподалеку от Каркаралинска в урочище «Мухтарово» и описаны В. П. Никитиным (см.: коммент. 58 этого разд.)

60 Это широко известный мавзолей Кесене XV — XVI вв., находится на старинном кладбище в 8 км южнее пос. Варна Челябинской обл. (недалеко от границы Костанай-ской обл.) Памятник, представляющий собой редкий образец портально-купольных «шатровых» мавзолеев, в настоящее время реставрирован (о нем см.: Кастанье И. А. Древности Киргизской степи и Оренбургского края. Оренбург, 1910; Мендикулов М. М. Памятники архитектуры Казахстана с коническими или пирамидальными куполами // Архитектура республик Средней Азии, М., 1951).

61 Культовое сооружение (поминальный храм), известное в литературе, как «мавзолей Козы Корпеш-Баян сулу» находится в Семипалатинской области в 6 км к юго-западу от ж/д станции Тансык. По архитектуре (тип широко распространенных каменных пирамид — дынов, уйтасов) и стилистике каменных изваяний памятник относится, по всей видимости, к кимако-кыпчакскому времени (IX — XI вв). В некоторых изданиях датируется более поздним временем (XVI — XVII вв.) и связывается даже с ойрат-калмыками, что маловероятно. Казахи издревле связывают памятник с героями широко известного лирического эпоса. Каменные изваяния, о которых пишет Левшин (всего их было четыре), утеряны. (О памятнике см.: Валиханов Ч. Ч. О киргиз-кайсацких могилах (молах) и древностях вообще // Собр. соч. в пяти томах. Алма-Ата, 1984. Т. 1; Конкашпаев Г. К. Некоторые сведения о пребывании ойратов на территории Казахстана // Проблемы этногенеза калмыков. Элиста. 1984; Сембин М. Козы Корпеш-Баян сyлу кешенi // Бiлiм жэне енбек. 1987. № 1; Ходжаев М. В. Сооружение Козы корпеш // Средневековые города Южного Казахстана. Алма-Ата, 1986).

62 Здесь смешаны сведения о различных памятниках VIII — XIII вв. долин pp. Сарыcу и Каракенгир в Центральном Казахстане: остатки мавзолея Жубан-ана (Джан-Ана Левшина?) расположены на правом берегу р. Сарыcу и значительно удалены от долины Каракенгира, где действительно находится целый комплекс памятников: мазар Домбаул, мавзолеи Аяккамыр, Алаша-хана, Болган-ана, Жансейиттам, (Джучи) Жошы — хана, приписываемый сыну Чингис-хана, остатки многочисленных городищ (о них см.: Маргулан А. X. Из истории городов И строительного искусства древнего Казахстана. Алма-Ата, 1950; Герасимов Г. Г. Памятники архитектуры долины р. Кара-Кенгир в Центральном Казахстане. Алма-Ата, 1957).

63 Это место, как и некоторые другие, заимствовано у П. И. Рычкова (Топография Оренбургской губернии. 1762. Ч. I. С. 514). Развалины Белен-ана (поселение и мавзолей кипчакского времени) находятся в низовьях р. Сарысу, археологически не исследованы.

64 Ботагай (Бытыгай, Тотагай) — комплекс памятников (остатки поселений-городищ, караван-сараев, моста, древнего некрополя) в низовьях р. Нуры в Акмолинской области. А. X. Маргулан отождествляет «древний Ботагай» (XIII — XVI вв.) с одним из городищ в устье Нуры (см.: Остатки оседлых поселений в Центральном Казахстане // Археологические памятники Казахстана. Алма-Ата, 1978. С. 26). По Г. И. Спасскому (Сибирский вестник. 1818. Ч. III.) здесь в начале XIX в. находились два красивых мавзолея: Сырлытам и Сырлытам-2 (Сулутам). Средневековый портально-купольный мавзолей Ботагай зарисовал в 1862 г. Ч. Валиханов (Собр. соч. Алма-Ата, 1985. Т. 4. С. 161). Следы его сохранились в 8 км к востоку от пос. Коргалжын (Кургальджино).

65 Эти памятники отмечены в «Археологической карте Казахстана» (Алма-Ата, 1960). Об укреплении у горы Карт А. X. Маргулан пишет: «Обширный холм с остатками высоких башен казахские народные предания связывают с легендарным Карабаем — отцом эпической героини Баян-сулу — и называют «Карабайдын ордасы» (см. его ст. в коммент 64. С. 22).

66 Эти два мавзолея не сохранились.

67 Остатки этих укрепленных городищ (всего их 7) находятся в долине р. Ишима ниже г. Атбасара. Народные предания связывают их с деятельностью Урус-хана и Тох-тамыша (см. коммент 5 гл. II ч. II), два из этих городищ известны в народе под названием Оркошегы и Ормамбет (см. ст. Маргулана в коммент. 64. С. 22).

68 О крепостном вале у оз. Жаксы-Жангызтау см.: статью А. X. Маргулана, коммент. 64. С.21.

69 Эти памятники в верховьях р. Тургая археологически не исследованы. В этом районе известны отдельные каменные юртообразные сооружения (Карадын, Екыдын), мавзолей Баксы и др. памятники (см., напр.: Археологическая карта Казахстана…).

70 «Урочище Байтак» (правильное назв. урочища: Бескопа) находится в 12 км к югу от пос. Талдысай Хобдинского р-на Актюбинской области. Здесь хорошо сохранился старинный некрополь, представленный мавзолеем Абат-Байтак (XIV — XV вв.) и комплексом (более 200) замечательных резных стел-кулпытасов (XVIII — нач. XX вв.). Памятники впервые упоминаются П. И. Рычковым со ссылкой на обследование подпоручика-инженера Ри-гельмана 1750 г. (Топография Оренбургская… СПб., 1762, Ч. I. С. 515). В конце XIX в. мавзолей описан Я. Я. Полферовым (Тургайская газета. 1896. №6). Комплексное обследование некрополя произведено в 1979 — 1980 гг. (см.: Аджигалиев С. И. Абат-Байтак — выдающийся комплекс памятников народного зодчества // Известия АН КазССР. Сер. филол. 1983. №2). Мавзолей, по преданию сооруженный над могилой батыра Абата (сына известного степного философа Асана Кайгы), принадлежит к очень редкому типу «шатровых» мавзолеев. Остатки упоминаемого Левшиным городища арехологически не исследованы.

71 Правильное название урочища — «Маулет берды» (от каз. «мэулет бердi’ — «создал условия», «предоставил возможность»; в данном случае, очевидно, имелись ввиду благоприятные для проживания условия местности). Памятники находятся в среднем течении р. Уила, археологически не исследованы (см.: Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в XIII — XIV вв. М., 1985. С. 127 — 128).

72 Памятники «Старой Ногайской дороги», соединявшей в средневековье Хорезм, Хиву и Нижнее Поволжье, описаны в специальной работе В. В. Григорьева (Описание Хивинского ханства и дороги туда из Сарайчиковской крепости // Записки РГО. 1861. Кн. 2). В послевоенное время большинство памятников исследовано археологами и архитекторами (см.: Толстов С. П. Хорезмская археолого-этнографическая экспедиция Академии наук в 1950 г. // Советская археология: Сборник статей. М., 1953. Т. XVIII; Манылов Ю. П., Юсупов Н. Ю. Караван-сараи Центрального Устюрта // СА. 1982. № 1.; Манылов Ю. П. Археологические исследования караван-сараев Центрального Устюрта // Археология Приаралья. Вып. 1. Ташкент, 1982; Мендикулов М. Памятники народного зодчества Западного Казахстана. Алма-Ата, 1987 и др.). «Узунтам» — по всей видимости, караван-сарай (крепость, по Л. Мейеру) и каменный брод Таскешу на р. Сагыз (см. Мейер Л. Киргизская степь Оренбургского ведомства. Спб. 1865; Толстое С. П. Работы Хорезмской археолого-этнографической экспедиции в 1949 — 1953 гг. // Труды ХАЭЭ. М. 1958. Т.II.).

73 Кладбище Бакашы-аулие (XVIII — нач. XX вв.) находится на левом бер. р. Эмбы, в 18 км к ВСВ от пгт Кульсары. Еще в середине XIX в. здесь находился сырцовый мавзолей с коническим куполом (см.: Первые русские научные исследования Устюрта. М., 1963. С. 283), ныне совершенно разрушенный. Сохранились художественные надмогильные стелы-кулпытасы и надгробия типа «койтас».

74 Местность Ушкан находится в 20 км к югу от пос. Мунайлы Атырауской области. Название, возможно, происходит от имени местного «святого» Ушкан-ата. Здесь расположен известный некрополь Ушкан-ата (XIV — нач. XX вв.) с великолепными резными стелами — кулпыта-сами и остатки золотоордынского поселения (городища), отождествляемого Ф. Бруном с городом Трестарго итальянских карт XIV в. (см.: Брун Ф. Перипл Каспийского моря по картам XIV столетия // Записки Новороссийского Ун-та. Одесса, 1872. Т.8. С.32). Некрополь достаточно хорошо исследован (см.: Мендикулов М. М. Ушканские кулпытасы // Вестник АН КазССР. 1953. № 12).

75 Здесь речь идет о памятниках урочища Мынсу-алмас на северо-западной окраине Устюрта, которые упоминаются многими авторами XVIII — XIX вв. — Гербером, купцом Данилой Рукавкиным, подпоручиком Алексеевым 2, Л. Мейером, отмечавшим, что каждая крепость вмещала до 300 человек (см.: коммент. 72). Археологическое исследование показало, что здесь находятся остатки караван-сарая Коскудык XIV в. (см. ст. Ю. П. Манылова, Н. Ю. Юсупова, там же). Неподалеку расположено старинное кладбище.

76 Развалины Коптам («множество домов, строений») расположены в юго-восточной части песков Сам, на возвышенности и представляют собой остатки средневекового укрепленного городища XIV — XVII (?) вв., известного также в народе под названием «Ногайлы». Стены четырехугольных кирпичных и каменных строений сохранялись до 1920-х гг. Археологически не исследованы. Коптам, по всей видимости, следует связывать с городом Сам (Шам), упоминаемом в восточных и русских источниках (см.: Бартольд В. В. Сведения об Аральском море и низовьях Аму-Дарьи с древнейших времен до XVIII века. // Соч. ТЛИ. М., 1965. С.65; Басенов Т. К. Архитектурные памятники в районе Сам. Алма-Ата, 1947. С. 23 — 25).

77 Урочище Белеули находится в центральной части Устюрта, к северо-востоку от ж/д станции Бозстан и известно, прежде всего, своим знаменитым караван-сараем XIV в. Название, очевидно, произошло от имени (прозвища) местного «святого» некоего Белеули-ата (как следует из текста Левшина). Наряду с развалинами каменного караван-сарая с мощным порталом здесь расположены остатки сардоб (хранилищ пресной воды), колодцы, казахское и туркменское кладбища, карьер камня (См. работы Ю. П. Манылова и Н. Ю. Юсупова в коммент. 72).

78 Караван-сарай Чурук находится между Коптамом и Белеули, в 54 км к северо-западу от последнего и аналогичен ему по структуре (см. статью Ю. П. Манылова, Н. Ю. Юсупова в коммент. 72).

79 Развалины средневековой (XII — XIII вв.) крепости Даулеткерей находятся на восточном чинке Устюрта на караванной дороге, идущей вдоль западного берега Арала. Рядом с ней находится древняя сигнальная сторожевая башня (см.: Бижанов. Е. Средневековая крепость Давлеткирей на Устюрте // Вестник Каракалпакского филиала АН УзССР. 1965. № 4). Название происходит от первого (мусульманского) имени князя А. Бековича-Черкасского — Девлет-Гирей, экспедиции которого в нач. XVIII в. казахи ошибочно приписывали строительство этой крепости.

80 В вышеуказанных районах к северу от Аральского моря до сих пор сохранилось большое количество памятников, в частности, «близ озер Барби» (район слияния Иргиза и Тургая) (о них см.: Аджигалиев С. И. Зодчество Арало-Каспия: ареал, хронология, традиции // Памятники истории и культуры Казахстана: Сб-к Центрального Совета Казахского Общества охраны памятников. Вып. 3. 1988; его же. Неизвестная школа казахских зодчих Северного При-аралья // Маргулановские чтения. Алма-Ата, 1989).

81 Развалины древнего Жанкента (Джанкента, Янгикента — «Новое Селение») находятся в 20 км к юго-западу от г. Казалинска. В источниках город известен как важный политический центр кочевников Приаралья X — XIV вв. До середины XI в. являлся столицей (зимней резиденцией правителей) огузов (см.: Толстов С. П. Города огузов // СЭ. 1947. №3). Как видно из текста А. И. Левшина, окрестности Жанкента обживались и в XVIII столетии каракалпаками и казахами. Хан Абулхаир даже ходатайствовал пред царской администрацией о постройке ему здесь города, для чего и были посланы в 1740 г. (а не в 1742) для съемок в эти районы поручик Гладышев и геодезист Муравин. Однако, данный прожект не был осуществлен.

82 Джитыкала — это хорошо известный комплекс древних городищ, расположенных в урочище Жетыасар (Джетыасар) — «семь городищ», расположенных в 50 — 80 км к юго-западу от станции Жосалы (Джусалы). На самом деле памятников здесь было больше (около 20), которые, естественно, не могли представлять одно поселение, город (как пишет Левшин). Памятники эти связываются одними археологами с культурой древних тохаров и эфталитов, другими же — с культурой кангюйских племен (см.: Толстое С.77. По древним дельтам Окса и Яксарта. М., 1962; Акишев К. А., Байпаков К. М. Вопросы археологии Казахстана. Алма-Ата, 1979). К поздним насельникам низовьев Сырдарьи (казахам и каракалпакам) эти памятники не имеют прямого отношения, но они использовали отдельные укрытые участки древних укреплений для временных зимних поселений.

83 Остатки сооружения Жынгыткала (Джингиткала) находятся в Казалинском районе Кзыл-Ординской области, в 12 км к югу от станции Байкожа. Археологически не исследованы.

84 Указанные здесь памятники в основном исследованы Хорезмской археолого-этнографической экспедицией (см. работу С. П. Толстова в коммент. 82). Крепость Кумкала XII — XIV вв. находится в ПО км к западу от г. Кзыл-Орды. «Куюктам» можно сопоставить, с одной стороны, с городищами I тыс. н. э. Куюккала и Куюкке-скенкала (каз.: Куыккескенкала), находящимися, однако, в районе устья Куандарьи, но с другой стороны, и с аналогичным городищем Куюккала в дельте Амударьи. «Куюк-там» же на Жанадарье по исследованиям не известен. Также затруднительна идентификация «Ковен-кала» и «Кулчук-там», которое ранее (1820 г.) описал Е. К. Мейендорф (см.: Путешествие из Оренбурга в Бухару. М., 1975. С.46). «Бузун-гисар» — по всей видимости, позднее городище Бузуккала. Под «Сарлытамом», очевидно, имеется ввиду мавзолей XIV — XV вв. Сырлытам, находящийся на берегу сухого русла Жанадарьи. Следует отметить, что значительно восточнее его, на Инкардарье (в 80 км к юго-западу от г. Кзыл-Орды) есть другой Сырлытам — мавзолей 1298 г постройки, однако, в комплексе с крупным городищем.

85 Археологические памятники среднего течения Сырдарьи хорошо изучены (сводку сведений о них см.: Акишев К. А., Байпаков К. М., Ерзакович Л. Б. Древний Отрар. Алма-Ата, 1972).

Текст воспроизведен по изданию: Левшин А. И. Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких гор и степей. Алматы. Санат. 1996. Библиотека сайта  XIII век

ОСТАЛЬНЫЕ ЧАСТИ ЭТОЙ КНИГИ ВЫ МОЖЕТЕ ПРОЧИТАТЬ НА САЙТЕ XIII ВЕК