Дороги, мосты и перевалы историка С. Камалова

Международный исторический журнал №18 2002 г. Бочин В.А.

В наследство люди получают дома, золото, бриллианты, банковские вклады, заводы, магазины, королевские и княжеские титулы. Историк Сабыр Камалов получил в наследство от своих учителей научную информацию, касающуюся происхождения его родного народа. Камалов — представитель каракалпаков, проживающих на южном побережье Аральского моря и в низовьях Амударьи. Его учителя — московские ученые Сергей Павлович Толстов и Татьяна Александровна Жданко. Сравнительно недавно вышла из печати книга С.Камалова «Каракалпаклардын халык болып кэлиплесиуи хэм онын мэмлекетлигинин тарийхынан» — «Из истории формирования государственности каракалпакского народа».1 О содержании новинки полезно знать по многим причинам. Во-первых, как наследник приумножил полученное наследство. Во-вторых, услышать о настойчивости и преданности науке — ведь между наследованной информацией и названной книгой прошло несколько десятков лет. В-третьих, государственность каракалпаков формировалось в тесной связи со многими народами, подчеркивает автор, и, следовательно, историкам республик СНГ небесполезно узнать о путях-дорогах, ведущих к предыстории и истории других этносов.

А все началось в 1948 году. И разговора о становлении государственности каракалпаков тогда не было, ибо не было еще историка у этого народа. Словом, прежде чем копать ямки в земле и высаживать саженцы, следовало найти садовника.

Блестящий ученый, открыватель древнехорезмийской цивилизации Сергей Павлович Толстов занимал много должностей (всех не перечислишь!). Главные из них: директор Института этнографии, директор Института востоковедения и главный ученый секретарь Президиума Академии наук СССР (одновременно), а также заведующий кафедрой этнографии и декан исторического факультета МГУ. Татьяна Александровна Жданко в ту пору руководила отделом этнографии народов Средней Азии и Казахстана в Институте этнографии. Требовалось подготовить первого историка из каракалпаков. И выбор пал на Сабыра Камалова. Участник обороны Москвы, Толстов оценил цельность и целеустремленность в натуре Камалова, который в качестве командира стрелкового взвода и роты участвовал в освобождении Украины и Белоруссии от фашистских захватчиков. Оба знали, что такое война. И тему кандидатской диссертации Камалову подобрали патриотического содержания — «Народно-освободительная борьба каракалпаков против хивинских ханов в ХIХ веке».

Скажем тут кратко о научном наследстве, которое оставил Почетный академик АН Узбекистана С.П. Толстов. Опираясь на материалы археологических исследований, он назвал древнейшими предками этой народности племя апасиаков, входившее в сако-массагетский племенной союз, занимавший южное побережье Аральского моря, т.е. повел родословную с V в. до н.э. Он же связал исторические судьбы предков каракалпаков с кипчаками-завоевателями, двигавшимися с востока и вторгнувшимися в низовья Амударьи в XI в.2

Этнограф Т.А.Жданко связала традиции матриархата в среде массагетов с их отражением в каракалпакском эпосе «Кырк кыз» («Сорок девушек»).3

А дальше этапы формирования стал прослеживать С.Камалов. Народ узнал о борьбе своих предков за свободу и независимость из сочинения молодого историка «Народно-освободительная борьба каракалпаков против хивинских ханов в XIX веке», которое он опубликовал, став кандидатом исторических наук. Поднялся во весь рост на страницах научной печати национальный герой Ерназар Алагоз (на обложке книги он изображен в середине). Сплотив вокруг себя биев — предводителей 60 родов, он стал идеологом и руководителем народно-освободительного восстания 1855-1856 гг. Каракалпаки проживали и проживают по левобережью и правобережью Амударьи и входят в разные родо-племенные группировки. Сплотил — это значит добился совместных действий арыса (букв. оглобля) конырат и арыса он торт уру (четырнадцать родов). Коныратов возглавил Ерназар Алагоз, во главе он торт уру встал Ерназар из племени кенегес. К восставшим примкнули туркмены, казахи и узбеки северной части Хорезма. Пламя восстания охватило весь Хорезмский оазис.

Лидеры народно-освободительного восстания имели осознанную цель — избавиться от деспотизма ханов Хивы и создать независимое государство каракалпаков. Был избран правитель — хан Зарлык. Государственное образование под его началом просуществовало 8 месяцев. Однако измена некоторых феодальных вождей подкосила позиции восставших. Восстание было жестоко подавлено.

Неудовлетворенность народных масс и родовых вождей поражением восстания под предводительством Ерназара Алагоза и продолжающийся жестокий гнет со стороны администрации хивинского хана вызвали новую волну брожения. В 1858-1859 гг. разгорается новое восстание, которое возглавили Мухаммед-Фена, потомок династии кунградских суфи, имевших ранее власть в границах Кунградского владения, и вождь туркмен-йомудов Атамурад-хан. На съезде родовых старшин и батыров в Кунграде Мухаммед-Фена был избран ханом.

Мухаммед-Фена от имени восставших рассылал письма казахам Сырдарьи, туркменским родовым вождям, наладил связь с колониальной администрацией России, располагавшейся в Оренбурге. Нет нужды доказывать, что мусульманское население низовьев Амударьи (каракалпаки, туркмены, казахи, узбеки) питало какую-то любовь к русским царям. Эксплуатируемые мечтали вырваться из оков деспотического правления, из нескольких зол они выбирали наименьшее. Весьма красноречиво выглядит эпизод появления в июне 1859 г. в районе восстания парохода «Перовск» с двумя баржами на буксире и командой солдат во главе с начальником Амударьинской флотилии капитаном А.И.Бутаковым. Пароход плыл по одному из рукавов Амударьи и спустился к Кунграду. Орудийные залпы корабля рассеяли десятитысячное войско хана Сейид-Мухаммеда.

Вооруженное выступление населения низовьев Амударьи против деспотизма хивинского хана и жестокой эксплуатации было подавлено. Однако правитель Хивы Сейид-Мухаммед вынужден был признать право каракалпаков на определенную самостоятельность. Вместо прежней системы прямого подчинения каракалпакских биев непосредственно хану (а их было около 90), он ввел самоуправление. Теперь каждый рядовой вождь (бий) подчинялся вышестоящему по должности аталыку (были установлены 4 таких должности). Аталыки подчинялись беглер-беги (их было 2: один правил арысом конырат, другой — арысом он торт уру), а над ними был только один Ага-бий. Без ведома Ага-бия ни один чиновник канцелярии Хивинского ханства не имел права докладывать властителю о делах, связанных с каракалпаками. Таким образом, Ага-бий стал полуханом, а территория низовьев Амударьи обрела в некотором роде форму самостоятельности.

А как было с государственностью этого народа в давно прошедшие века? И как быть с легендами, которые хранили седобородые аксакалы? Народная память, оказывается, донесла до ХХ столетия обильный объем информации. Если верить ей, то получалось, что предки каракалпаков обитали на Сырдарье в составе Младшего жуза казахов. Они жили в Приднепровье, на берегах Едил (Волги), входили в состав Ногайской Орды. О каракалпаках имеются записи в Ипатьевской летописи. Как объять необъятное?

А что сказать в ответ на многочисленные утверждения ученых о том, что каракалпаки — кочевой народ? Их родину надо искать в других местах. Что касается Южного Приаралья, нынешней среды обитания, то в низовья Амударьи предков сегодняшних каракалпаков судьба забросила в ХIХ веке. Словом, в низовьях Амударьи — каракалпаки не коренной народ. Так, Ховорс в своих этногенетических построениях отождествлял каракалпаков с ногаями.4 А.Вамбери искал родину каракалпаков в Поволжье.5 «Совершенно неизвестно, можно ли сблизить современных каракалпаков с «черными клобуками» средневековых русских летописей» — сомневался В.В.Бартольд.6 Существовало мнение вести поиск родины каракалпаков в Крыму.

Сабыр Камалов разрубил этот гордиев узел благодаря тому, что не отказывался ни от каких фактов. Брал на карандаш не только находки и выводы археологов, антропологов и этнографов. В его построениях присутствуют материалы из фольклора, произведений художественной литературы и языкознания. Разумеется, сопоставлял, анализировал, опираясь на хронологию и письменные источники. С легендами своего народа тоже считался.

Сперва Камалов перебросил мост между двумя великими реками Центральной Азии. Во времена апасиаков, предков каракалпаков в низовьях Амударьи, низовья Сырдарьи населяли аугасии-племена, родственные апасиакам. В VII-VIII веках в Южном Приаралье зарождается Печенежский союз, а на Сырдарье-Огузский союз. Кто такие печенеги? Камалов именует их восточными печенегами. Следует при этом помнить о том, что на берега Арала история привела полчища гуннов (I в. до н.э.-IV в.н.э.). А в VI-VIII вв. с востока на родину апасиаков явились тюрки. От апасиаков и тюрков произошли печенеги (слово «печенег»- производное от слова «апасиак»). Огузский союз — результат смешения гуннов и тюрков на родине аугасиев.

Владения Печенежского союза в конце IX в. охватывали обширные пространства к западу от берегов Аральского моря до берегов Урала (Яика) и Волги. Главным городом этого государственного образования был Кердер (близ нынешней столицы Каракалпакстана Нукуса), раскопки которого несколько лет ведет профессор М. Мамбетуллаев. В Кердере чеканилась своя монета. Стало быть, это было государство.

Границы Огузского союза в Х в. можно представить, если взглянуть на юге-востоке на карту нынешних Джамбульской и Ташкентской областей, а на западе — охватить часть плато Устюрт и пространства до бывшей Хазарии. Столицей огузов был город Джанкент (близ нынешнего Казалинска).

Главным доводом при возведении моста между двумя культурами в низовьях двух великих рек были результаты изучения хозяйственной деятельности апасиаков и аугасиев, сравнения с типом хозяйственной деятельности нынешних каракалпаков. Тип хозяйства у всех комплексный. Они занимались земледелием (возделывали пшеницу, просо), скотоводством (выращивали лошадей, коров, овец и коз), ловили рыбу, занимались различными ремеслами. Строили дома, хотя зачастую жили в юртах. Этот тип хозяйства сохранился у каракалпаков до настоящего времени. Единственное изменение — все живут в домах, однако юрту берегут. Если печенеги сыграли решающую роль в этногенезе каракалпаков, то такую же важную роль выполнили огузы в формировании туркменского народа. Древние связи этих народов подтверждаются многочисленными легендами, сходством одежды, музыкальных мелодий современных каракалпаков и туркмен.

В пользу утверждения С.Камалова, что родиной каракалпаков являются низовья Амударьи, служат материалы археологических раскопок. На сырцовых кирпичах Высокого дворца хорезмшахов (II-III вв.н.э.) московские археологи зафиксировали 66 тамг. Каждое племя, участвовавшее в этой грандиозной стройке, оставило при формовке на кирпиче свой родо-племенной знак.7 Шесть тамг из описанных принадлежат каракалпакским племенным образованиям. Это говорит о том, что государство Кердер поддерживало тесные отношения со своим могущественным соседом, каким являлся Хорезм.

Выводы С.Камалова подтверждают выявленные на Устюрте араны — стреловидные загоны для отлова джейранов, сайгаков и куланов. Многолетние исследования нукусских археологов под началом проф. В.Н.Ягодина показали, что эти памятники свидетельствуют о широко распространенном охотничьем промысле предков каракалпаков в III-IV вв.н.э.8 Кстати, термин аран сохранился в каракалпакском языке до наших дней. Одно из подразделений племени кенегес именуется араншы, т.е. те, которые сооружали араны. Описание загонной охоты с помощью аранов содержится в «Шежире» («Родословная») — произведении классика каракалпакской литературы Бердаха. Обосновывая свое утверждение, исследователь учитывал соображения антропологов Т.Ходжайова9 и Н.Рысназарова,10 которые обработали обширный краниологический материал, полученный в ходе раскопок на территории бывшего государства Кердер.

В XI в. в Приаралье вторглись воинственные кипчаки, которые в 1060 г. перешли Волгу. Продвигаясь, на запад, они захватили часть владений Киевской Руси. В восточной Европе их стали называть половцами. Часть восточных печенегов (каракалпаков) вместе с кипчаками проделала путь до Киевской Руси. Здесь каракалпаки нашли печенегов Приднепровья и обосновались на жительство вдоль реки Рось, притока Днепра. Далее племена печенегов, берендеев и торков образуют конфедерацию «черных клобуков». Ипатьевская летопись впервые в 1140 году отметила пребывание черных клобуков в Киевской Руси. Однако самоназвание народа возникло не в краю славян. Этноним кара борклилер (черные шапки) каракалпаки получили в отчем краю на берегах Арала и Амударьи при столкновении с волной кипчаков. Летописцам Киевской Руси оставалось только сделать перевод: кара борклилер (черные шапки) — черные клобуки. Занимая достаточно обширную территорию, они охраняли восточные границы Киевской Руси от набегов степняков. Столицей каракалпаков был город Торческ.11

Нашествие монголов привело к завоеванию славянских земель и овладению Киевом. В степях Восточной Европы образуется Синяя Орда, которая объединила несколько народов, в том числе каракалпаков. В 1396 г. каракалпак Едиге (Едигей) принимает титул султана и основывает Ногайскую Орду. Это государственное образование занимало территорию от Волги до Камы и берегов Урала (Яика). О жизни этих тюркских народов мы только сейчас начинаем черпать информацию из новейших исследований. В период господства административно-командной системы об эпосе «Едиге» говорилось, что это «порождение феодально-байских пережитков». Странно: былины Киевского и Новгородского циклов изучались в средней и высшей школе, а эпос «Едиге» был запрещен к изданию.

Открытия ждали С.Камалова и тогда, когда он двинулся по географо-экологической дороге. Историкам были известны последствия нашествия Чингиз-хана на Хорезм в 1218-1221 гг. Захватчики разрушили плотину на Амударье, в результате чего столица Ургенч подверглась затоплению. Более миллиона жителей было предано смерти. Свыше 100 тысяч девушек и ремесленников монголы увели в плен. Выведение из строя оросительной системы привело к тому, что поливное земледелие громадной территории от Ургенча до Аральского моря перестало получать живительную влагу. Упал уровень Арала, поскольку Амударья изменила свое русло, она стала нести свои воды во впадину Сарыкамыш, а через Сарыкамыш — в Узбой. Ну, а что дальше? Камалов дал оценку тому, что археологические раскопки и многочисленные разведывательные маршруты в нижнем течении Амударьи не обнаружили ни одного исторического памятника XIV-XV вв. Местность не только обезлюдела. Территорию нынешнего проживания каракалпаков ветер покрыл многометровым слоем песка и соли, выдуваемых с обнажившегося дна Аральского моря. Пески похоронили даже брошенные людьми постройки, которые находились на возвышенных местах. Недавно удалось откопать мечеть XII века, возвышавшуюся когда-то над древним центром международной торговли городом Миздахкан.

Выражаясь современным языком, неблагоприятная экологическая обстановка заставила оставшееся население переселиться на Устюрт, на берега Сарыкамыша и Узбоя. Часть каракалпаков достигает берегов Волги, куда продвинулись и каракалпаки Ногайской Орды. Опираясь на народные предания и строки «Шежире» («Родословная») Бердаха, историк делает заключение о том, что каракалпаки на берегах Волги составляли целостный народ под властью своего правителя.

Этап за этапом прослеживает историк пути-дороги своего народа. Во второй половине XVI в. Россия захватывает Астраханское ханство. Это усиливает распри в правящей верхушке соседнего Ногайского ханства. Из-за неурожая здесь возникает голод. Каракалпаки покидают Поволжье, переселяются на восточные берега Арала вдоль Сырдарьи, вплоть до города Туркестана.

В начале XVII в. Амударья поворачивает в свое прежнее русло и снова впадает в Аральское море, обводняя южное побережье, т.е. исконные владения каракалпаков. На свою родину возвращаются каракалпаки с берегов Сарыкамыша, Узбоя и с плато Устюрт. Совместно с пришедшими в Хорезмский оазис кочевыми узбеками они создают Аранское (Аральское) государство со столицей в Кунграде. Правил государством Шахтемир. Позднее главный город был перенесен в Шахтемир (ныне на этом месте вырос город Чимбай). Во второй половине XVIII в. на землю отцов переселяются каракалпакские племена с берегов Сырдарьи и вновь осваивают земли правобережья и левобережья низовьев Амударьи.

Важные находки ожидали С.Камалова при движении дорогами героических сказаний и легенд. Изучение исторических песен позволило установить имена Орыс-бия и Орманбет-бия, видных сподвижников султана Едиге в Поволжье. Стало известно имя другого правителя — хана Жанибека. Исследователь установил имена правителей каракалпаков в период их проживания на Сырдарье. Каракалпаками правили Табурчук-султан, Гаип-хан, Ешмухаммед-хан. Большой вес в ту пору имели исторические личности Маман-бий, Мурат-шейх, Оразак-батыр. Исторические источники и материалы фольклора свидетельствовали о том, что на Сырдарье оформилось государственное объединение под властью хана, который имел при себе совет вождей. Правда, каракалпакское ханство в политическом отношении было зависимым от правителей Малого и Среднего жузов казахов, выплачивало им налоги, однако законность и самостоятельность каракалпакского ханства никем не оспаривалась.

Анализируя записанные у аксакалов исторические легенды, исследователь еще в годы своей молодости сделал важное открытие. Он доказал, что знаменитый эпос «Кырк кыз» («Сорок девушек») имеет автора. Сперва были исторические песни под названием «Гулаим», отразившие героические свершения женщин-воительниц из среды массагетов и печенегов, которых Т.А.Жданко поименовала амазонками и отнесла к матриархату. На основе героических песен, соответственно обработав их, Жиен — первый из известных народных поэтов каракалпаков, признанный в наше время классиком каракалпакской литературы — стал исполнять эту героическую поэму под аккомпанемент кобыза. Жиен жил на Сырдарье в XVIII веке. Матриархата не было и в помине. При создании этой жемчужины народной поэзии соединились талант индивидуального сказителя и политические соображения, вытекающие из государственных интересов. Казахские жузы, под эгидой которых находилось каракалпакское ханство, терпели бедствия под напором завоевателей уйгуров. А казахский этнос был более многочисленным по сравнению с этносом каракалпакским. Идея героической поэмы «Сорок девушек» — воспевание дружбы каракалпакского и узбекского народов. Только в единении двух народов (предводительница девушек — воительниц Гулаим и хорезмский богатырь Арыслан) можно будет противостоять захватчикам, в этом залог благополучия и мирной жизни каракалпакского народа.

Эта идея и нашла подтверждение в жизни. Когда каракалпаки вернулись в отчий край с берегов Сырдарьи и стали налаживать свою жизнь в низовьях Амударьи, они совместно с узбеками оформили свою государственность в Аранском (Аральском) ханстве, о чем было сказано выше.

Из древней истории дошло до наших дней имя Томирис — царицы массагетов, разгромившей в VI в. до.н.э. воинство персидского завоевателя царя Кира. Камалов стал сопоставлять сведения об амазонках и боевые кличи «Арухан!» и «Ак Шолпан!», которыми пользовались в бою каракалпакские воины из племенных объединений кият и муйтен. Вывод напрашивался сам собой. У печенегов — предков каракалпаков были царицы Гулаим, Арухан, Ак Шолпан (Белая Венера). Были царицы, значит были и царства (ханства). Царицу Гулаим в изображении народного художника Узбекистана В.Кайдалова мы видим на обложке книги С.Камалова.

Когда описываемый труд уже был закончен и началось его движение к компьютеру, С.Камалов получил книгу из Анкары. Турецкий ученый написал исследование о каракалпаках, о месте этого народа в истории. Камалову приятно было убедиться в том, что его разработки совпадают с мнением и выводами зарубежного ученого.12

Наконец, заключительный этап — как сложилась государственность каракалпаков в советскую эпоху. Кстати, такой немаловажный факт. Исследователь категорически отметает прежнее утверждение историков о том, что каракалпакский народ ранее не имел своей государственности и получил ее благодаря победе Октябрьской революции. Государственность у каракалпаков существовала многие столетия. Другое дело, что она была потеряна в ходе завоевания и покорения правителями Хивинского ханства.

В 1924 г. была организована Каракалпакская автономная область. В 1932 г. она была преобразована в автономную республику. С 1991 г. Каракалпакстан в качестве суверенной республики в составе независимой Республики Узбекистан строит новую жизнь. У республики имеется герб, флаг, гимн, столица.

В истории каракалпакского народа следовало отразить заслуги Аллаяра Досназарова — национального героя, лидера национального движения, сыгравшего в 1924 г. решающую роль в оформлении автономной области. Но как писать о заслугах государственного деятеля, если по документам он значится осужденным и приговоренным к смерти как враг партии и народа? После всех тех дорог, по которым двигался многие годы С.Камалов, после мысленного форсирования Амударьи, Сырдарьи, Волги и Урала, после преодоления различных перевалов исследователю пришлось заняться юриспруденцией, чтобы доказать невиновность Аллаяра Коразовича Досназарова и воздать ему должное на страницах истории.

Доказательства историка С.Камалова рассматривались в Военной коллегии Верховного Суда СССР, в прокуратуре Каракалпакской АССР, в прокуратуре Узбекской ССР. В итоге Генеральный прокурор СССР вынес решение о необходимости реабилитации оклеветанного перед Верховным Судом СССР. Пленум Верховного Суда СССР отменил постановление Военной коллегии Верховного Суда СССР от 8 апреля 1935 г. и решение Чрезвычайной тройки Управления НКВД Ленинградской области от 10 ноября 1937 г. за отсутствием состава преступления. А.К.Досназаров реабилитирован посмертно. Портрет Досназарова на обложке книги справа.

Трагическая судьба бывшего секретаря Каракалпакского обкома партии А.К.Досназарова послужила писателю А.Султанову материалом для написания художественного произведения. Теперь народ читает роман «Клевета», а студенты Нукусского университета и Нукусского пединститута изучают книгу С.Камалова, которая является учебным пособием.

 

Между первой книгой исследователя и настоящей — отрезок времени в 47 лет. В списке трудов заслуженного деятеля науки Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан, академика Академии наук РУ и члена Нью-Йоркской Академии наук С.Камалова более 370 трудов: монография «Каракалпаки в XVIII-XIX веках», книги, брошюры, главы и разделы в сборниках, журнальные статьи. Он возглавлял коллектив, выпустивший «Очерки истории Каракалпакской АССР» в 2-х томах, «Историю Каракалпакской АССР» в 2-х томах, однотомник «История Каракалпакской АССР». Сейчас издается Новая история Каракалпакстана.

С.Камалов не только историк. Основа его деятельности — это руководство. Пять лет — ректор педагогического института. На основе его обоснования в Нукусе открыт университет. Тридцать один год — председатель Каракалпакского филиала Академии наук Узбекистана. Четыре года — председатель Президиума Каракалпакского отделения и вице-президент Академии наук РУз. Филиал, который С.Камалов принял в декабре 1961 г. — это Институт истории, языка и литературы и 5 лабораторий, в которых работали 1 доктор и 18 кандидатов наук. В отделение Академии входят Институт истории, археологии и этнографии, Институт языка и литературы, Комплексный институт естественных наук, Институт биоэкологии, Институт социально-экономических проблем Приаралья и Ботанический сад. В них трудятся 18 докторов и около 120 кандидатов наук. В начале статьи автор молвил о том, что московские ученые С.П.Толстов и Т.А.Жданко искали садовника, который смог бы дать рост древу исторической науки. Садовник оправдал их надежды. Он вырастил свою школу историков. И он сыграл решающую роль в подготовке кандидатов и докторов наук по физике, математике, химии, геологии, биологии, языкознанию, литературоведению и другим наукам. Сабыру Камалову 77 лет, он на пенсии. Однако его знания и опыт нужны обществу.

Поэтому он работает советником Президиума Каракалпакского отделения АН РУз.

  1. Камалов С. Каракалпаклардын халык болып кэлиплесиуи хэм онын мэмлекетлигинин тарийхынан (Из истории формирования государственности каракалпакского народа). Нукус, 2001.
  2. Толстов С.П. Города гузов. «Советская этнография», 1947, N3.
  3. Жданко Т.А. Очерки исторической этнографии каракалпаков. М.-Л.,изд. АН СССР, 1950.
  4. Howorth H.History of the Mongols, part. II. Цит.: Жданко Т.А. Очерки исторической этнографии каракалпаков. М.-Л., 1950, с.97.
  5. Vambery A. Das Turkenvolk in seinem ethnologischen und ethnоgrаphischen Bezeihungen. Leipzig, 1885,S.373-381.
  6. Бартольд В.В. История турецко-монгольских народов. Ташкент, 1928, с. 29.
  7. Топрак-кала. Дворец. Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции, том XIV. М., Наука, 1984.
  8. Ягодин В.Н. Стреловидные планировки Устюрта (Опыт историко-культурной интерпретации). Сб. «Археология Приаралья», вып. V. Ташкент, изд-во АН РУ, 1991.
  9. Ходжайов Т.К. Население Миздахкана по данным антропологии. Некрополь древнего Миздахкана. Ташкент, изд-во «Фан» Уз ССР, 1970.
  10. Рысназаров Н. Антропологический состав и вопросы этногенеза каракалпаков. Нукус, изд-во «Каракалпакстан», 1988.
  11. Плетнева С.А. Древности черных клобуков. М., Наука, 1973.
  12. Kurter Z. Qaraqalpaq. Ankara, 1974.