Свадебный вояж под вой шакалов
(КУЛЬТОВЫЙ КОМПЛЕКС БАЙТЕ 5-3 ВЕКА ДО Н. Э.)
А. Ю. Мерзлинкин
аспират исторического факультета МГПУ, сотрудник кафедры методики преподавания истории МГПУ,
Преподаватель МГЛГ 1513
Природа.
Плато Устюрт – интереснейшее геологическое образование площадью 200.000 км². Оно подобно острову на 300–350 метров возвышается над окружающим его морем мелкого песка и супеси (песчано-глинистая осадочная горная порода). На севере ограничено Прикаспийской низменностью, на востоке Аральским морем, а на юге плато опоясывают Каракумы и Кызылкум. Рельеф плато довольно сложный, связанно это с тем, что высоты сильно расчленены обрывами – чинками, подъем на которые даже сейчас крайне труден и возможен лишь в определенных местах. Древесной растительности, открытых водоемов и рек на плато нет, но пресную солоноватую воду можно получить из глубоких, до 40–60 метров, колодцев. Контраст температуры в течение дня велик: днем до +50 в тени, а ночью до –10. Летом из-за отсутствия дождей (в год выпадает не более 150 мм осадков) травы сохнут, и степь приобретает желто-серую окраску. Зимой же морозы достигают –35, –40 градусов.
Особое место в микроклимате Устюрта занимает ветер, который здесь достигает скорости 15-20 м/с, и при этом из-за постоянной перемены давления меняет свое направление.
На основе всех этих показателей Устюрт относят к подзоне южной пустыни. И именно это слово в полной мере характеризует экстремальность данных условий, которые очень сильно влияют на психическое состояние человека, и, наверное, мало кто из современных людей может представить себе роль, ценность человеческой жизни в этом месте, в этой природе. А её особенности отражаются и на времени дневной рабочей активности человека, пик которой летом падает на промежуток между 16.00 часами и моментом заката солнца. Такой на первый взгляд непримечательный факт может оказаться существенным и в экономическом (хозяйственном), и в религиозном аспекте, хотя данный вопрос является уже отдельной темой, требующей самостоятельного рассмотрения.
Все это сказано к тому, чтобы мы смогли представить, хотя бы чуть-чуть понять, почувствовать то, что роль влияния природного фактора на сложение культуры, как ни в другом регионе, здесь очень значительна. Тем более что природно-климатические условия данного района за последние три тысячи лет существенно не изменились, хотя предположительно и были чуть лучше. Дело в том, что эти условия напрямую зависели от состояния Арала, и в особенности от изменения течения русла рек Амударьи и Сырдарьи, что также требует отдельного изучения.
История археологии Устюрта.
Долгое время эта зона каменистых и песчаных пустынь оставалась белым пятном, труднодоступность и отдаленность плато от центров древних цивилизаций, а также отсутствие активной промышленной деятельности в новейшее время обеспечили памятникам Устюрта всех эпох уникальную сохранность, если, конечно, они не были ограблены. Тем неожиданнее прозвучало сообщение геологов о находке в 1983 году на Западном Устюрте в районе колодцев Байте., древних каменных скульптур. Культовый комплекс Байте оказался памятником уникальным, до этого подобные в евразийских степях не встречались. С этого момента начинается история археологии Устюрта.
Уникальность именно этого комплекса заключается в том, что была выявлена целая цепь культовых структур (Байте1, Байте2, Байте3 и т. д.), образующих своеобразную систему. Удаленность отдельных памятников друг от друга не превышает 7-15 километров, а их расположение позволяет увидеть предыдущий комплекс. Помимо этого каждый из культовых комплексов представляет собой как бы отдельную подсистему, состоящую из святилища, курганного погребения, сети антропоморфных изваяний и жертвенных столов. Но из-за малого количества обработанного археологического материала тяжело судить об одновременности создания, как самой цепи культовых структур, так и составляющих элементов подсистемы.
Необходимо также отметить, что новый район археологических исследований сразу был признан самым тяжелым в Евразии, сравниться с ним могут разве что только археологические экспедиции в Индокитае.
Структура комплекса.
Святилища, располагающиеся, как правило, на возвышенностях с хорошим круговым обзором, включали от одного до пяти курганов или курганообразных насыпей, несколько (до 35) каменных антропоморфных изваяний, круглые и прямоугольные каменные жертвенники, а также десятки поминальников – небольших сооружений, сложенных из камня. Главным элементом святилищ являлась круглая культовая конструкция, либо небольшой курган. Сооружения возводили из крупных каменных блоков, они имели вид кольцеобразной стены, внутрь которой вел узкий проход.
Святилище Байте3 оказалось одним из уникальных архитектурных сооружений, более походившим на храм, чем на культовое строение кочевников. В плане оно представляло собой идеальный круг диаметром около 19 метров, однако, толщина его кольцевой стены достигала 4,5 метра. Внутренняя площадка диаметром 9,5 метров, вымощенная прекрасно подобранными и подтесанными плитами, разделялась на четыре трапециевидных отсека, крестообразно отходивших от геометрического центра конструкции. Роль «разделителей» внутреннего пространства играли массивные трапециевидные контрфорсы, аккуратно сложенные из каменных блоков и плит разного размера. Стены контрфорсов имели заметный наклон «наружу», что, возможно, уменьшало площадь подлежащей перекрытию центральной части конструкции. При этом в середине конструкции оставался свободным небольшой участок пола в виде квадратной со срезанными углами площадки, в центре которой был вмурован каменный жертвенник прямоугольной формы. Явно не случайно отсеки были ориентированы строго по сторонам света. Почти весь южный отсек был занят массивной лестницей из 14 ступенек, ведущей прямо с кольцевой стены вниз, к жертвеннику. Подобное устройство лестницы свидетельствует о том, что вся культовая конструкция была двухъярусной. Приблизительно на высоте трёх метров от основания кольцевой стены, возможно, по всей ее окружности была устроена горизонтальная площадка, опоясывавшая всю конструкцию. Уровень этой площадки совпадал с верхней ступенькой лестницы. Внутреннюю часть кольцевой площадки занимал второй ярус стены, возможно, служивший основанием для каменного свода, частично перекрывавшего внутреннее пространство конструкции. При этом массивные контрфорсы могли играть роль столбов, поддерживающих куполообразное перекрытие конструкции. Скорее всего, в центре купола, над жертвенником, оставалось круглое световое «окно» диаметром 1,5-3 метра. При этом на территории святилища совершенно отсутствовал бытовой мусор, обычный на стоянках кочевников. Складывается впечатление, что здесь специально поддерживали чистоту.
Антропоморфные изваяния.
Хотя все изваяния повалены (это связано, скорее всего, с предрассудками и страхом других племен) и повреждены, все-таки можно определить их начальное положение по сохранившимся в грунте основаниям. Они были расположены группами по 2 – 4 памятника в 1 – 2 метрах друг от друга, образуя каменное «войско», высота которого могла доходить до 4 метров. Как показали раскопки, изваяния располагались преимущественно к югу или востоку от культовой конструкции, причем «лицом» они всегда были ориентированы на запад или север, в сторону солнечного заката – мифической «стране мертвых». Как правило, изваяния воспроизводят фигуру стоящего мужчины с опущенной правой и прижатой к животу левой рукой, согнутой в локте. Его изображение, возможно, в сознании современников сливалось с образом первопредка (культ предков). Очень выразительны лица персонажей: миндалевидные глаза, рельефные надбровья, переходящие в удлиненный прямой нос, тонкие свисающие усы, маленький рот. Широкие уплощенные лица, отсутствие бороды, подчеркнутые скулы создают впечатление монголоидности, однако европеоидные черты доминируют – характерный тип человека, обитавшего в районе Восточного Каспия в эпоху раннего железа. Портретность, передача малейших деталей завораживает, заставляет восхищаться работой мастера. Но у кого «подсмотрели» ваятели технологические и иные секреты реалистичного изображения человеческого тела?
Костюм.
Непременная деталь костюма – широкий, иногда орнаментированный вышивкой или аппликацией кожаный пояс с металлической застежкой. Спереди на двух ремешках подвешивался обоюдоострый меч, слева крепился горит – футляр для лука и стрел. Используемый кочевниками лук изготовляли из дерева, кости, рога и сухожилий животных. Небольшой по размеру благодаря своей сложной форме (в виде греческой буквы «Σ») он обладал отменной дальнобойностью до 500 метров. Обязательной принадлежностью костюма был кинжал. Носили его «по-персидски» – привязанным двумя ремешками к внешней стороне правого бедра, а специальные выступы в нижней части ножен не позволяли кинжалу выскользнуть, так что он в буквальном смысле всегда находился «под рукой». Таким образом его носили персы, сарматы, саки, массагеты, но только не скифы. Голову и затылок прикрывал кожаный шлем полусферической формы. Особенно четко выделены на изваяниях браслеты и гривны. Возможно, количество оборотов у этих изделий вокруг руки или шеи, доходивших в некоторых случаях до восьми раз, определяло социальный статус человека в племени.
Место памятников в истории…
Анализ оружия и украшений, изображенных на изваяниях, и некоторые другие данные позволяют утверждать, что такие комплексы принадлежали дахо-массагетам в период второй половины IV – III века до н.э. Но что же заставило кочевников воздвигнуть целую сеть святилищ, связанных с культом героизированных предков и военных вождей, именно у северной границы устюртской пустыни? Мы прекрасно знаем о победе Александра Великого в 331 году до н.э. над Персидской империей Ахеменидов.… Многие страны Ближнего Востока и Средней Азии подчинились его власти, однако, некоторые кочевые племена продолжали сопротивляться в районах Гиркании, Парфии, Маргианы, но под натиском войск Александра Македонского им пришлось уйти на север, северо-восток в район Устюрта. Мирная передышка длилась не более 100 лет, об этом свидетельствует время существования и использования описываемых памятников. В это время происходит процесс формирования эллинистических государств, что позволило массагетам, даям спуститься с «сухопутного острова» и устремиться на юг за богатой добычей.
Всё это, конечно, только предположения, ибо недостаток информации и малая изученность памятников не дает возможности ответить на все вопросы. Но уже сейчас можно сказать с полной уверенностью, что во времена существования этих комплексов перед кочевыми племенами (передвигаться на лошадях можно было только поздним вечером вследствие сильной жары) открывалась картина огненной цепочки святилищ, как бы показывающих путь продвижения по «сухопутному острову».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Ольховский В.С., 1995.Исследование святилищ на Устюрте // АО-1994.М.
Ольховский В.С., 1996.Исследования на плато Устюрт в Казахстане // АО-1995.М.
Ольховский В.С., Галкин Л.Л.,1990. Культовый комплекс на Устюрте
(предварительное сообщение) // СА. №4.
Ольховский В.С., Галкин Л.Л.,1997. К изучению памятников северо-восточного прикаспия эпохи раннего железа // РО.
Ольховский В.С., 1999.Каменные храмы Устюрта // Наука в России. №4
С сайта Московского городского педагогического университета