Каракал
ТУРКМЕНСКИЙ КАРАКАЛ Fells caracal michaёlis Heptner.
ОТРЯД ХИЩНЫЕ Семейство Кошачьи.
КАРАКАЛ (Felis caracal) распространен в пустынях и степях большей части Африки и в пустынях Аравийского полуострова, Малой и Средней Азии на восток до Передней Индии. Это животное средней величины: тело длиной 65—82 см, хвост — 25—30 см, масса — 11—13 кг. По внешнему виду каракал похож на рысь, но тело у него более тонкое, стройное, на высоких тонких ногах. Хвост более длинный. Шерсть короткая. Окраска однотонная, рыжевато-песчаная, с небольшими черными отметинами на морде и ушах, концы которых украшены длинными кисточками. На лапах развита щетка из жестких волос, облегчающая передвижение по песчаному грунту. Каракал в небольшом числе встречается в пустынях Южной Туркмении, по побережью Каспийского моря он доходит до полуострова Мангышлак, а на востоке иногда появляется в Бухарской области Узбекистана. Редок он и в других странах и всюду почти не изучен. В Туркмении он предпочитает равнинные песчаные кустарниковые пустыни. Деятелен каракал главным образом ночью, но зимой и весной появляется и днем. Убежищами ему служат норы дикобразов и лисиц, причем иногда он использует их несколько лет подряд. Весной каракал порой устраивается на отдых в логове под кустами. Он активно разыскивает и преследует добычу. Хотя у каракала длинные ноги, долго бежать он не может, а поэтому охотится не в угон, а скрадывая жертву и настигая ее большими (до 4,5 м в длину) прыжками. Накоротке каракал догоняет даже зайца-толая. Обладая необычайной быстротой реакции и очень острыми втяжными когтями, этот хищник способен схватить одну за другой несколько птиц из взлетающей стаи.
Иногда он добывает ежей, дикобразов, рептилий, насекомых, небольших хищных зверей, величиной с лисицу. Поселившись около оазиса, каракал может похищать домашнюю птицу, нападать на ягнят. Однако главной пищей ему служат грызуны (песчанки, тушканчики, суслики), зайцы-толаи, отчасти мелкие антилопы. Летом он нуждается в водопое. Детеныши (от 1 до 4) родятся в начале апреля. Растут они медленно. Промыслового значения этот редкий зверь не имеет и заслуживает полной охраны. В прежние годы в Индии каракалов дрессировали для охоты на мелких антилоп, зайцев, лисиц, пернатую дичь.
Статус. Редкий подвид, находится под угрозой исчезновения. Внесен в «Красную Книгу МСОП» и «Красную книгу СССР». Систематические признаки. Крупная кошка размерами лишь немного меньше рыси. Длина тела самца 73—82 см, самки—69—81, длина хвоста у самца 27,4—32,0 см, у самки — 21,2—32,0, высота уха—7,6—9,0 см. Масса самца 11,5—12,7 кг, самки—8—9. Окраска спины, боков, конечностей и хвоста однотонная песчано-желтая, с сильной сединой. Горло, брюшная сторона и внутренние части ног беловатые. Уши с тыльной стороны черные, с сединой, на их вершинах большие черные кисточки. Мех зимой и летом короткий. На лапах имеются «щетки» из жестких волос — приспособление для передвижения по пескам.
Полевые признаки. Kpynный хищник. Ноги длинные, передние короче задних примерно на 4—6 см, хвост короткий, опущенный. Уши заостренные к концу, на их вершине кисточки из черных упругих волос до 6 см длины. Следы крупные, округлые, без отпечатков когтей. Окраска меха песчано-желтая—«пустынная».
Распространение и численность в Узбекистане. Изредка встречается в каракалпакской части Устюрта, в низовьях Амударьи и в Северо-Западных Кызылкумах. С 1954 по 1958 г. по Узбекистану поступило на заготпункты 6 шкур каракала. На Устюрте 17 мая 1964 г. 1 каракала добыли в районе Ассаке-Аудан (экспонат Нукусского историко-краеведческого музея). С 1966 по 1970 г. у колодцев Джиделибулак, Чурук, у развалин Белаули и в западной части котловины Барса-Кельмес отмечены 4 особи, с 1971 по 1978 г. в районе Карабаур и на юго-востоке чинка Устюрта (Айбугир) —2. В низовьях Амударьи в мае 1976 г. на территории Карабайлы Ленинабадского района ККАССР встречены 2 особи, в июле 1978 г. между озером Судочье и поселком Урга — также 2, в августе этого года на юго-восточном побережье Аральского моря — 1. На северо-западе Кызылкума в мае и августе 1976—1978 гг. у колодцев Маканкудук и Айымкатын отмечены 2 каракала, в октябре 1980 г. у колодца Дугискен—2. Всего за последние 17 лет (1964—1980) на территории каракалпакской части Уcтюрта, в низовьях Амударьи и на северо-западе Кызылкума обнаружено 16 каракалов.
Места обитания. На Устюрте каракал держится в островных бугристых и закрепленных песках, поросших саксаулом, джузгуном, гребенщиком и другими кустарниками, иногда выходит на охоту на гипсовые равнины, где ловит песчанок и тушканчиков. Обитает на чинке и в причинковой полосе между Устюртом, Аральским морем и низовьями Амударьи, где рельеф расчленяется глубокими понижениями и оврагами на останцовые плато, бугры и щели. Под чинком местами развиты заросли полыни, солянок, кустарников, а на склонах внутренних котловин образуются родники с пресной водой, заросшие тростником и гребенщиком, и ямы со снеговой водой.
В окрестностях этих источников каракал охотится на зайцев и птиц. На северо-западе Кызылкума зверь встречается на глинистых холмистых участках и бугристых закрепленных песках, поросших черным саксаулом и полынью. Временами заходит в тугаи и кустарниковые заросли поймы Амударьи, южного побережья Аральского моря, где охотится на зайцев и фазанов.
Суточная активность. Зимой на охоте бывает чаще днем, летом—ночью. Весной и осенью встречается и ночью, и днем. В Кара-куме весной каракал встречен за 2—3 ч до захода и спустя 1,5— 2 ч после восхода солнца. Размножение. Течка проходит в январе-феврале. Беременность длится в среднем 70 дней. Котята появляются в апреле — первой половине мая. В помете 2—4 детеныша. Окраска их, как и у взрослых, однотонная песчано-желтая. Прозревают на 7—8-й день, растут быстро. В 3-недельном возрасте начинают ходить, в 2-месячном вместе с родителями охотятся на грызунов, в 4-месячном — самостоятельно. К концу осени они чуть меньше взрослых. В возрасте 10—11 мес. котята уже достигают размеров взрослой особи.
Питание. В питании основное место занимают заяц-песчаник и грызуны, реже птицы. Весной каракал чаще охотится на птиц, добывает ушастого ежа, песчаного удавчика, фаланг и насекомых, нападает на лисицу, дикобраза, ягнят, отставших от отары, и джейранов. Летом, поселяясь близ водоемов, регулярно ходит на водопой.
Причины изменения численности. Затяжные холодные и многоснежные зимы затрудняют передвижение хищника и добывание корма. Кошка не приспособлена к низкой температуре (—30—35°С) и снежному покрову выше 10 см. После суровой и многоснежной зимы 1968/69 г. в Северо-Западном Кызылкуме и Заунгузском Каракуме каракал стал очень редким. Зимы 1957/58, 1965/66 и 1967/68 гг. на юге Устюрта и в Заунгузском Каракуме были благоприятными, заяц-песчаник и песчанки интенсивно размножались. В эти годы каракалы встречались чаще. К другим причинам уменьшения численности относится преследование каракала человеком. В 1930— 1931 гг. в Южном Устюрте, в Каракуме и предгорьях Копетдага наблюдалось увеличение численности каракалов. В 1930 г. в Туркмении добыто 205 особей, в 1931— 100. Чрезмерное преследование зверя привело к тому, что в последующие годы (1935—1958 гг.) количество ежегодно отлавливаемых каракалов снизилось в 7—11 раз по сравнению с 1930 г.
Врагом каракала может быть волк, пищевыми конкурентами — лисица и пятнистая кошка, местами —шакал и хаус. Из-за малой численности каракалов напряженных взаимоотношений с другими хищниками не наблюдается.
Принятые меры охраны. Охота на каракала повсеместно запрещена. Занесен в Приложение 2 «Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения».
Необходимые меры охраны. Провести обследование районов обитания каракала с целью выяснения его современной численности и наметить места для организации заказников и заповедников. Особое внимание обратить на Южный Устюрт и район Акпетки в Северо-западном Кызылкуме. Продолжить работы по разведению каракала в Ташкентском и Термезском зоопарках. Вести широкую разъяснительную работу среди охотников, чабанов и геологов.