Хорезмские туркмены в XIX веке

11

№ 21, лл. 177 б—179 а. Реестр земель, розданных туркменам разных племен в районах Кызыл-такыра и Ак-тепе61.

[251] «1287 (1870) [год]. Получившие землю в Кызыл-такыре: племя чоудор —155 атлы [по] 50 [танапов]62; племя гоклен — получившие землю в Кызыл-такыре и Кандум-кала —382 атлы [по] 50 [танапов]; племя али-или—315 атлы [по] 30 [танапов]; текинцы (***) —55 атлы [по] 30 [танапов]; племя машрык — получившие землю в Кызыл-такыре и Кандум-кала —177 атлы [по] 50 [танапов]; махтумы (***)63—75 атлы [по] 30 [танапов]. Всего—1159 атлыков (У Иванова неправильно «атлы» (Иванов, Архив, стр. 187) ).

Еще 17 кедхуда [племени] али-или [получили]: трое — по 50 танапов, двое — по 40 танапов, двенадцать — по 20 тана­пов. Два кедхуда текинцев [получили] по 40 танапов. Три кедхуда махтумов [получили] по 30 танапов. Еще трем правителям (?)64 [дано] 60 танапов. Сыну чоудора Сары-ишана65 дано 100 танапов земли. Ишан [племени] ата —100 танапов (***) (П. П. Иванов неправильно перевел «отцу его (?) ишану» (Иванов, Архив, стр 187)). Земля Айли-батыра [из племени] имрели—100 танапов. Гоклены: Хан-Мухаммед-сердар, Диване-батыр, Уча-батыр, Кул-Нияз, Таджи-батыр, Ораз-Вели—[по] 50 [танапов] (По-видимому, эта цифра, стоящая над последним именем, относится также к предыдущим пяти именам гокленов); Бала-батыр (Имя читается не вполне удовлетворительно, может быть, «Мулла-батыр» (***).)—30 [танапов]; Аннаджик (?)—30 [танапов]; Эвез-Мухаммед—30 [танапов]; Шейх-Мухаммед—30 [танапов]; Игдыр, Мулла-Куванч, Хаджи-Кули, Кули-бек — [по?] 50 [танапов] (Возможно, что эта цифра относится и к трем предыдущим именам) (л. 177 б).

В [районе] Ак-тепе. Гоклены Мухаммед-Сахат66 и Анна-Курт-хан [сын?] Нур-Гельды [получили]67 49 атлы. Гоклен Байрам-Клыч Калмук—14 атлы; гоклен Дурды Калмук—1 атлы; гоклен Сеид-Кули-хан68—3 атлы; йомут Коч-Бакар69—80 танапов; сарык Ноубат70— 30 танапов. Йомут Вели Котур—1 атлы. Йомут Сеид-Мурад — 6 атлы. Йомут Мириш —10 атлы. Гоклен Ака-Мухаммем, сын Мехми кеика71—3 атлы.

В [районе] Кокчук (***). Йомут Хасан-Кули-бахши72—11 атлы. Йомут Аман-Клыч-бай — 1 атлы. Гоклен Нур-Гельды-хан—1 атлы. Йомут Ханек-бай —6 атлы. Машрык [252] Мухаммед-Курбан — 8 атлы. Йомут Эвез-Мухаммед — ½ атлы. Всего: 116 ½ [атлы]73 (л. 178 а).

1287 (1870 г.). [Земли], розданные после четырехсот (***)74.

Йоллы-палван и Шейх-Нияз —22 атлы; Уста Анна-Али и Аман-Мухаммед—12 атлы; Шир-хан —2 атлы; Ак-Диш —2 атлы; Мухаммед-Клыч—2 атлы; Аман Гельды-сердар—2 атлы. Реджеб-Вали (***) — 2 атлы; Ады-бай (***)—1 атлы; Нияз-Берды-палван —3 атлы; Кара-Сач —2 атлы; Абдулла-ишан75— 1 атлы; сын Азим-ишана — 1 атлы; Дурмен-Сахат-юзбаши76— 20 танапов; Аман-Мухаммед— 1 атлы; Куглы-Мурад-онбеги — 1 атлы; Еген-Мухаммед — 1 атлы; Реджеб-Али Кор—1 атлы; Ярлыкаб — 1 атлы; Ака Сары —1 атлы; Мухаммед-Аман— 7 атлы; Саттар-Берды — 1 атлы; Шир-хан—1 атлы. Всего 61 (Очевидно, не принято во внимание 20 танапов Дурмен-Сахата-юзбаши; вместе с ними (если считать их за 1 «атлы») должно быть 62.).

*** (?)77. Шир-хан [вместе] с Анна-баем-бахши и Анна-Сеидом-кази —40 атлы. Нияз-Берды-палван [вместе] с Иш-баем-онбеги и Хал-Мухаммедом-онбеги —20 атлы. Всего 60 [атлы].

Имрели. [Отдел] даглы78: [подразделение] берды-ходжа, Аман-Мухаммед-векиль—15 атлы; Сары-бек —13 атлы (Сары-бек, по-видимому, тоже относится к подразделению берды-ходжа.); [под­разделение] бай-султанли, Айли-батыр и Эвез-Дурды-онбеги — 22 атлы; [подразделение] казак-ма’риф, Теке-бек79—50 атлы; [подразделение] каратайли, Иш-бай-онбеги —36 атлы; Ак-Диш. сердар80—40 атлы; Аман Гельды-сердар—24 атлы; Шир-хан81— 25 атлы; [подразделение] такырдынг82, Мулла-Курбан —11 атлы; [подразделение] караджа, Нияз-Берды и Худай-Берды-хан —14 атлы. [Отдел] кумлы, [подразделение] дедиш, Карлы-сердар и Нур-Мухаммед Куле83—11 атлы; Эвез-векиль —12 атлы (Эвез-векиль, видимо, также относится к подразделению дедиш.) (л. 178 б); [подразделение] джунейд, Мухаммед-Нияз Ит-Агыз и Имам-Кули—18 атлы; [подразделение] арчиданлы84, Курбан-Али-хан —10 атлы; [подразделение] гаррови, Кутлы-Мурад-онбеги и Нияз-Таган —50 атлы; [подразделение] яры-шурымса85, Ашур-бек и Юсуф-бек —50 атлы. Старинных зе­мель имрели всего 401 атлы (л. 179 а)»86.

[253] 12

№ 21, л. 207 б. Список, озаглавленный: «Гоклены, получившие землю в Янги-арыке» (***).

Список, как обычно, разбит по родовым подразделениям: «тире кара-кель» (***) —13 человек; сауранли (***)87— 12 человек; кызыл (***)—26 человек (всего—51 человек). Рядом с первым именем написано: «восемь танапов» (***), над двумя следующими именами помечено: «тоже» (***). Список оканчивается итогом «Всего 408 танапов», из которого видно, что все лица, занесенные в список, получили по 8 та­напов.

Дата не обозначена; так как следующая затем запись датирована 1281 (1864) г., а предыдущие —1287 (1870) г., то данный список можно также приблизительно датировать этим периодом (1281-1287/1864-1870 гг.).

Интересно, что некоторые из имен, упомянутых в этом документе, встречаются в списке гокленов, получивших в 1276/1860 г. по 50 танапов (№ 98—см. стр. 240). В част­ности, Мулла Хал-Мухаммед, возглавляющий список подраз­деления кара-кель, в списке 1276 г. х. также стоит во главе списка 30 человек кара-кель (Мулла Хал-Мухаммед-аталык)88; из списка подразделения кызыл в соответствующих списках 1276 г. х. значатся Мирек-онбеги (***), Кар-Ягды сын Батыр-бая, и Риза-сердар.

13

№ 91. Реестр земель, розданных туркменам племени карадашлы.

Заголовок: «[Список людей] племени карадашлы, которым отмерена земля в 1285 [году], месяце сафаре (V—VI. 1868г.), по 50 танапов [на каждого]» (***)(О значении выражения *** см. прим. 106, стр. 356.).

Далее следуют именные списки по родовым подразделениям, которые приводятся здесь в сокращенном виде; под каждым списком помечен цифровой итог.

[255] «[Подразделение курт] (Название подразделения определяется по приставке *** в имени предводителя и некоторых других именах.). Ходжам-Кули-бай-юзбаши, сын Мухаммед-Кули курта. Мухаммед-Кули курт —45 танапов ин’ам (В каждой группе (родовом подразделении) имя старшего выделено особо, в виде заголовка, рядом с названием подразделения. Вслед за именем старшего особо выписаны имена тех, кто почучил землю ин’ам (эти же лю­ди значатся и в общем списке).). [Далее—14 имен, итог— «45», т. е. с Ходжам-Кули-баем, но не считая Мухаммед-Кули курта. Первые два имени в списке — очевидно, братья Ходжам-Кули-бая, сыновья Мухаммед-Кули, Ата-Кули-бай и Аман-Кули,—а третье — сын Ходжам-Кули-бая, Ораз. Над именем Аман-Кули пометка: «10 его танапов — из земли вилайета» (***)89] (л. 1 б).

[Подразделение курт]. Джунейд90 Нур-Сахат-дехабаши, сын Союна. [Далее—3 имени, итог—«4»].

[Подразделение курт]. Аман-хан курт, сын Таджи. [5 имен, итог—«6»] (л. 2 а).

Подразделение гедай (***)91. Менгли-Нияз-бай, сын Берды-Кули. [4 имени, причем над третьим именем пометка, сделанная, видимо, позднее: «Тридцать танапов». Итог «5» зачеркнут, вместо него написано «4 ½ » (***)].

Подразделение дели (***). Кара-хан, сын Мир-сердара. Кара-хан —20 танапов ин’ам. [Далее —22 имени, итог — «23». Над шестым именем — Саид-Нияз, сын Алла-Берды — пометка: «Полтора нукера» (***). После двух имен — Халли, сын Артука, и Орак, сын Сары — написано: «Три четверти нукера» (***)] (л. 2 б).

Подразделение насрулла (***)92. Мухаммед-Курбан-онбеги, сын Дин-Мухаммеда. Эр-Назар-онбеги —10 танапов ин’ам. Мухаммед-Курбан-онбеги —20 танапов ин’ам. [Далее — 10 имен, одно из них зачеркнуто; итог—«10». На первом месте—Таги-бай, сын Хал-Назара-онбеги, на втором—Эр-Назар-онбеги, сын Гельды-Мухаммеда-онбеги. Над третьим именем— Аман-Келян, сын Ата-Мухаммеда — пометка: «13 его танапов— его собственный мульк» (***)93].

Подразделение насрулла (***). Худай-Берген-мехрем, сын Дурды-хадима (***)94. Худай-Берген-мехрем — [257] 20 танапов ин’ам. [8 имен, итог.—«9». Над пятым именем — Дурды, сын Шукур-бая — пометка: «10 его танапов — земля вилайета» (***)].

Подразделение бай (***). Ораз-Нефес-бай, сын Таджи-бая (Ин’ам не указан.). [15 имен; итог —«16»—зачеркнут и написано «18», так как сюда добавлены, очевидно, записанные далее два человека из подразделения якалы].

Подразделение якалы (***). [Два имени, после каждого из них написано: «Из Кокчука» (*** — букв, «кок-чукский»)] (л. 3 а).

Подразделение араб (***). Сеид-Кули-хан, сын Курбан-Мухаммеда. Сеид-Кули-хан —20 танапов ин’ам. Мулла Сахат-кази—50 танапов ин’ам. Али-Мухаммед Хебеш (***)(Имя читается не вполне ясно.)  — 50 танапов ин’ам. [Далее —9 имен. При последнем имени — Али, сын Велиша араба — написано: «12 ½ танапов» (***). Итог: «9 ¼ » (***)].

Подразделение карт (***). Курбан карт, сын Назар-бая (Ин’ам не указан.). [5 имен, итог —«6»] (л. 3 б).

Подразделение насрулла (***). Анна-Сахат-бай, сын Хан-Али-бая (После этого имени была пометка «десять нукеров» (***), позд­нее зачеркнутая.). [3 имени, итог — «4». Сперва в подразде­лении насрулла было записано четыре человека, причем после имени четвертого — Ходжа-Гельды-мерген — написано: «Семь нукеров» (***). Затем это имя было вычеркнуто, а над ним сделана пометка: «Присоединились к Са’ди-палвану» (***)95].

Получившие землю из земли Хамбаша (***)96. Подразделение сабыр (***). [5 имен, итог — «5». На первом месте Эвез-Дурды-хан, сын Мухаммед-Курбана-суфи].

Всего 113 (л. 4 а)».

Итог 113 (вместо 115) получается потому, что в подразделении гедай вместо «5» поставлен итог «4 ½ », а в подразделении араб вместо «10»—«9 ¼ » (в общем итоге дробные доли, по-видимому, отброшены).

 

[258] 14

№21, лл. 174 б—176 б. Реестр земель, розданных туркменам племени карадашлы. Полностью совпадает (не считая дополнительных пометок) с только что приведенным реестром в дафтаре № 91, но сверх того дополнен еще двумя подразделениями97.

Заголовок: «В год дракона. [Список людей] племени карадашлы, которым в месяце сафаре 1285 (V—VI. 1868) [года] отмерена земля по 50 танапов на каждого нукера» (***).

Далее следуют именные списки по родовым подразделениям или отдельным группам внутри родовых подразделений (в последнем случае имена старших выделяются в виде заголовков), с цифровым итогом под каждым. Списки приводятся ниже в сокращенном виде.

«[Подразделение курт]. Ходжам-Кули-бай-юзбаши (Слово *** приписано над именем. ). [15 имен, включая Ходжам-Кули-бая, итог — «15»].

[Подразделение курт]. Джунейд Нур-Сахат-дехабаши, сын Союна. [4 имени, итог — «5»].

[Подразделение курт]. Аман-хан курт дехабаши, сын Таджи. [5 имен, итог —«6»].

Подразделение гедай (***) [5 имен, итог — «4 ½ » (***)] (л. 174 б).

Подразделение дели (***). [22 имени, итог — «23». По сравнению со списком в дафтаре № 91, л. 2 б, опущено последнее имя (Багбек, сын Эвеза), однако итог остался тот же. На первом месте — Кара-хан, сын Мир-сердара. После шестого имени — Сеид-Нияз, сын Алла-Берды — пометка: «Половина нукера» (***)(Ср. в дафтаре № 91 —«полтора нукера».). После имени «Халли, сын Артука» написано: «Три четверти нукера» (***), затем эта пометка зачеркнута, под именем написано «один нукер» (***), а над именем сделана пометка: «еще у Уркли-Баба — ¼  нукера» (Пометка читается плохо; по-видимому *** эту запись можно также понимать иначе: «еще Уркли-Баба — 10 ¼ нукеров» (если *** —дех ‘десять’).). После имени: «Орак, сын Сары» написано: «Три четверти нукера» (***)].

[259] Подразделение насрулла (***). [10 имен, итог — «10». На первом месте — Мухаммед-Курбан-онбеги, сын Дин-Мухаммеда. Далее список еще из 10 имен, во главе с Худай-Берген-мехремом, сыном Дурды-Кадима (***)(Ср. в дафтаре № 91 — ***.), итог — «10»].

Подразделение бай (***). [16 имен, во главе с Ораз-Нефес-баем; итог — «18» (Такой же итог и в дафтаре № 91, но там в него входят 2 человека из подразделения якалы, а здесь у якалы стоит итог отдельно. Очевидно, цифра была механически переписана из дафтара № 91 (см. прим. 97). )].

Подразделение якалы (***). [2 имени, итог — «2»] (л. 175 а).

Подразделение араб (***). [10 имен, итог — «9 ½ » (или 9 ¼  — ***) Над третьим именем — Кара-хан араб, сын Дервиш-бая — пометка: «Один атлык с четвертью» (***)(В дафтаре № 91 над этим именем нет никаких пометок.). После десятого имени — Али, сын Велиша араба— написано: «Четверть нукера» (***)(Ср. в дафтаре № 91 — «12 ½ танапов».)].

Подразделение карт (***). [6 имен, итог — «6»].

Подразделение насрулла (***). [4 имени, итог — «4»].

Подразделение сабыр (***). [5 имен, итог — «5»].

Всего — 113 (л. 175 б).

Подразделение… (***) (Название неясное: *** (?) или ***; у П. П Иванова— ***(Архив, стр. 187). Ничего похожего на это название нет ни в списках Г. И. Карпова, ни в доступных нам этнографических материалах.) (лл. 176 а—176 б). [Далее— список из 113 имен, из которых 101 — на л. 176 а, а послед­ние 12 — на л. 176 б; итог не проставлен. Между 11-м и 12-м именами написано: «Еще два нукера» (***); то же самое написано между 70-м и 71-м именами (Обе эти записи не относятся ни к предыдущему, ни к последую­щему имени.). После имени «Сури-палван, сын Девлет-Мухаммеда» написано: «Половина нукера» (***). После имени «Нур-Мухаммед, [сын] Марлы (?) Кара (Читается неясно: *** .) написано: «Одиннадцать нукеров» (***).

[260] Над именем «Хызыр-Мухаммед, сын Кази» пометка: «Полто­ра нукера» (***). Над четырьмя именами имеются цифровые пометки, сделанные, судя по цвету чернил, позднее: «13», «10», «25» и «22». Последние три имени в списке (на л. 176 б) приписаны позже, другим, более мелким по­черком, и над каждым из них помечено цифрами «50». Интересно, что первое из этих трех имен — Багбек, сын Эвеза — как раз то, которое опущено в списке подразделения дели (см. выше, стр. 258)].

Подразделение бахты (***)(Название написано неразборчиво и расшифровывается при сопоставлении со списками Г. И. Карпова и полевыми записями автора (ПМ, № 53).). [11 имен, итог —«11»].

Всего — 135 ½ . Итого — 248 ½ (***).98

15

№ 30, л. 331 а. Небольшой список в начале листа, озаглавленный: «1286 [год], шавваль (I—II. 1870 г.). [Люди из племени] карадашлы, которые должны получить землю вместе с гокленами» (***). Приводим список полностью:

«[Подразделение] якалы-бамлы (***). Кара-батыр; сын Реджеб-бая; Суфи, сын Реджеб-бая; Кара, сын Мулла Назара; Курбан-Гельды, сын Хасан-бека; Али-Мухаммед, сын Ходжа-Мухаммеда изчи (***)99.

Подразделение кызыл-карт (***). Ата-Киши, сын Хызыр-хана; Мухаммед-Кули, сын Оде-Нияза; Палван-Нияз, сын Баба-Кули; Аба-Нефес, сын Дурды-калантара; Мухаммед-Назар, сын Эр-Назара».

Итог не проставлен; остальная часть листа не заполне­на. Возможно, что список остался неоконченным.

16

№ 10, л. 243 б. Список атлыков, розданных туркменам из племени ата. Приводим его полностью, так как представляют некоторый интерес сами имена, содержащиеся в этом списке.

[261] «Нукеры [племени] ата, которых Якуб-мехрем наделил землей… на атлык (***)(По-видимому, пропущено количество танапов на атлык (ср. следующий документ, написанный той же рукой). Впрочем, возможен и перевод, «в виде атлыков».) на Шейх-арыке100.

Бек-Мухаммед-хан, сын Беркели-хана (***). Бек-Дурды (Здесь и далее в этом списке везде *** —«Турды». ) ишан, сын Чеки-ишана. Мулла Аман, сын Бек-Дурды-ишана. Иль-Мухаммед, сын Беркели-хана. Алыш (***), сын Таги Котура (***). Курбан-Дурды, сын Ораз-Дурды. Ходжа-Дурды, сын Ораз-Дурды. Мулла Мухаммед-Нияз, сын Оде-Нефеса. Кара-Тач, сын Союна. Баба, сын Бай-Гельды. Мулла Куш (***)(Читается плохо; быть может — Хош (***). ), сын Курбан-Гельды. Яхши, сын Хал-Мурада. Кепче Арна101 и Клыч-юзбаши, сын Джан-Мухам-меда (***). Арна-Мухаммед (***), сын Чопан-Мухаммеда (***). Арна-Курт, сын Муллы. Мухаммед-Рахим, сын Джан-Мухаммеда. Мулла Хасан, сын… (Имя отца пропущено.). Эвез-хан, сын Гока (***). Хан-Мухаммед, сын Шах-Полад-уста. Чаз-уста (***), сын Эвез-Полад-уста. Насир, сын Эвез-Полад-уста. Нияз-Берды-уста, сын… (Имя отца пропущено.). Курбан-Гельды, сын Кул-Назара. Сахат-Курбан-мулла, сын Кул-Назара. Ораз-Гельды, сын Кул-Назара. Дурды-Клыч, сын Курбан-Дурды. Кырта (?***), сын Мухаммед-Нияза. Мухаммед-Яр-ишан, сын Аман-Сахата. Эвез-Мухаммед, сын Тача. Ток-Мухаммед-суфи (***), сын… (Имя отца пропущено.). Дерья-Нур-ишан. сын Шах-Мухаммеда. Ораз-Кули, сын Баба-Назара. Ходжа-мерген, сын Са’ди. Хызыр, сын Бек-Дурды-ишана. Аба, сын Дин-Мухаммеда. Всего 35»102.

Даты в самом списке нет, но в целом дафтар датируется 1280-1289/1863-1872 гг.103.

17

№ 10, л. 244 б. Список атлыков, розданных туркменам из племени арабачи. Заглавие: «[Список людей] племени арабачи, получивших по 20 танапов земли на атлык в [районе] Бака-Чанака» (***).104

[262] В списке всего 19 человек. Написан он той же рукой, что предыдущий список, и датируется, очевидно, так же.

18

№ 28, л. 13 а. Списки землевладельцев из племен игдыр и тиведжи.

В целом дафтар № 28 представляет собой список землевладельцев округа Ильялы (Йыланлы) по мечетям; он насчитывает всего 18 мечетей. На л. 13 а заголовок: «Мечеть племени тиведжи, землевладельцы» (***)105. В списке всего 16 человек, причем после каждого имени по­метка: «Двадцать танапов». Затем следует заголовок: «Мечеть племени игдыр. Землевладельцы, получившие по 20 тана­пов» (***). В списке 14 человек во главе с Ак-палваном, сыном Клыч-Нияза. На вто­ром месте в списке — Мухаммед-Эмин-бай, сын Гоклен-бая (очевидно, того самого, который записан в дафтаре № 18,— см. выше, стр. 235); на третьем месте — Рузи, сын Мухаммед-Амана; Рузи также значится в дафтаре № 18 (В дафтаре № 18 его имя записано так «Рузи, сын Мухаммед-Амана, сына Ай-Мухаммед-ясаула»).

2. ОПИСАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

19

№ 96. Документ на одном листе (сложенном пополам), представляющий собой описание земельных участков, розданных туркменам племени али-или. Ниже дается полный перевод.

«Список али-илинцев, которым отмерена земля (Букв. «отмерены танапы» (***); см. прим. 106)  в месяце джумади I 1268 (II—III. 1852) г. Аркан, которым отмерялась [земля, — длиной] в 15 кулачей; эти 15 кулачей [составляют] ½ танапа (***)106.

Границы 11 атлыков (Букв. «границы 11 атлычных земель») али-или Сары-хана (***): с востока канал (яб) — 15 арканов; граница [266] с юга (***) дорога — 32 аркана; с запада цели­ком (***) [земля] хассе —22 аркана; с севера (***) [зем­ля] хассе —22 аркана. Границы еще одного участка (***) земли: с юга канал — 15 арканов; с севера целиком [земля] хассе—21 аркан; с востока [границы] нет ( Сперва было написано «с востока целиком канал» (***) потом слова (***) зачеркнуты и сверху написано «нет» (***). ), участок тре­угольной формы (***); с запада—15 арканов. [Грани­цы] еще одного участка земли: с юга канал и частично [зем­ля] хассе — 10 арканов; с запада [земля] хассе — 19 арканов; с севера канал и частично [земля] хассе — 23 аркана; с востока канал хассе (***)107 — 19 арканов.

Границы 16 атлыков Аба: с востока пески (***) и частично от начала до конца (?***) старый [канал] (***)(Ср. ниже: ***. Возможно, впрочем, что это название канала и тогда следует читать: «Коне-яб».) — 43 аркана; с севера целиком [земля] Мухаммед-Кули-кедхуда — 11 арканов; с запада целиком [земля] Назар-бая — 37 арканов; с юга частично канал и частично [земля] хассе — 11 арканов. [Границы] еще одного участка земли: с севера канал — 28 арканов; с запада тоже канал — 43 арка­на; с востока тоже канал — 43 аркана; с юга [земля] Мухаммед-Кули-кедхуда — 48 арканов. [Границы] еще одного участка земли: с севера [земля] Мухаммед-Кули-кедхуда — 38 арканов: участок треугольной формы (***), с юга [границы] нет; с востока канал хассе — 39 арканов; с запада свой [уча­сток] (Т. е. участок, принадлежащий лично Аба (см. прим. 108). ) (***)108 — 20 арканов. [Границы] еще одно­го участка земли: с востока частично [земля] Мухаммед-Ку­ли-кедхуда и частично своя [земля] (Т. е. земля, принадлежащая лично Аба.)  (***) — 32 аркана; с севера [земля] Анна-Дурды каркына — 10 арканов; с запада пески (***) — 25 арканов; с юга канал — 14 арканов. [Границы] еще одного участка земли: с востока целиком ка­нал—17 арканов; с юга целиком [земля] хассе — 6 арканов; с запада целиком пески —17 арканов; с севера целиком своя [земля] (Т. е. земля самого Аба.) (***) — 10 арканов. [Границы] земли, [рас­положенной] вокруг усадьбы (хаули)109 Аба, которая дана ему лично за аксакальство [267] (***): с востока и с запада — [всего] 20 арканов; с се­вера и с юга — [всего] 20 арканов (л. 1 б).

[Границы] 16 атлыков каркына Анна-Дурды: южная граница — [земля] Назар-бая и частично [земля] Мухаммед-Кули-[кедхуда] —114 арканов; восточная граница — [земля] Мухаммед-Кули-[кедхуда] — 11 арканов; с севера [земля] Бабыша (***) и частично [земля племени] ата (***) — 117 арканов; с запада канал — 14 арканов (Слева под строкой стоит число «348»; это — площадь описанного участка Анна-Дурды в танапах (при 1 танапе, равном 2 арканам).). [Границы] еще одного участка земли: с юга целиком канал — 9 арканов; с запада целиком [земля племени] ата — 25 ½ арканов; с севера [земля племени] ата — 24 аркана; с востока канал — 12 арканов (В конце строки стоит число «78 ½ » (***).).

[Границы] 16 атлыков Назар-бая: граница с востока — [земля] Аба и частично [земля] Мухаммед-Кули-кедхуда — 70 арканов; с севера [земля] Анна-Дурды — 37 арканов; с запада [земля племени] ата и [земля] Аба — 80 арканов; с юга [земля] хассе — 37 арканов.

[Границы] 16 атлыков Мухаммед-Кули-кедхуда: с севера целиком [земля] Аба — 48 арканов; с юга канал хассе — 48 арканов; с востока канал хассе —20 арканов; с запада [зем­ля] Анна-Дурды и частично [земля] Бабыша — 20 арканов. [Границы] еще одного участка земли: граница с востока—канал — 12 арканов; с юга [земля] Аба — 38 арканов; с севера старый канал (***) — 30 (?)(Край листа оборван; возможно, что после *** есть еще какая-нибудь цифра.) арканов; с запада [земля] Аба — 12 арканов. [Границы] еще одного участка земли, вы­данного такому-то (***)(Т. е. кому-то (или нескольким) из людей Мухаммед-Кули. ) из недавно заброшенной земли (тазе боз — ***)(О значении выражения тазе боз см. прим. 29. ): с востока [земля] хассе— 30 арканов; с запада [земля] Назар-бая — 30 арканов; с юга [земля] Аба и частично [земля] хассе — 20 арканов; с севера [земля] Анна-Дурды — 20 арканов.

[Границы] 16 атлыков сына Бабыша, Мирза-Али: южная граница — [земля] Анна-Дурды каркына — 42 аркана; с востока целиком канал —58 арканов; с севера атлык (?)(Перед этим зачеркнуто (?) — басу (***).) —14 ар­канов; с запада [земля] хассе—58 арканов (л. 2 а).

[268] Список земель, отмеренных [племени] али-или человеком Якуб-мехрема, Сеид-Мурад-шейхом (***).

[Границы] земли… (?***)110: с востока канал [пле­мени] али-или (***) — 30 арканов; с севера [зем­ля] хассе — 23 аркана; с запада [земля] хассе — 23 аркана; с юга возвышенность (***)111 — 14 арканов. [Границы] еще одного участка земли: с севера канал — 10 арканов; с запада — 6 арканов; с юга канал (арна — ***)112 — 10 арканов; [участок] треугольный (***). [Границы] еще одного участка земли: с юга [земля] хассе — 15 арканов; с востока [земля] хассе — 4 аркана; с севера [земля] хассе —15 арканов; с запада [земля] хассе — 4 аркана. Еще один участок земли [площадью?] 7 ½ танапов — со [всех] четырех сторон [земля] хассе (***).

Земля Анна-Полада. [Границы] одного (Перед этим зачеркнуто «еще» (***).)  участка земли: с востока [земля] хассе — 15 арканов; с севера [земля] хассе — 8 арканов; с запада [земля] хассе— 15 арканов; с юга [земля] хассе — 8 арканов.

Земля Мухаммед-ходжи. [Границы] одного (Перед этим зачеркнуто «еще» (***).)  участка земли: с севера канал (***)— 15 арканов; с запада [земля] хассе — 8 арканов; с юга [земля] хассе — 15 арканов; с востока [зем­ля] хассе — 8 арканов.

Земля Курбан-Назара. [Границы] одного участка земли: с юга [земля] хассе — 15 арканов; с востока [земля] хассе — 8 арканов; с севера [земля] хассе —15 арканов; с запада ка­нал [племени] али-или (***) — 8 арканов.

Недавно заброшенная земля (тазе боз — ***). [Границы] еще одного участка земли: с севера дорога— 12 арканов; с востока земля старшин (***)113 — 20 арканов; с юга [земля] хассе— 12 арканов; с запада [земля] хассе — 20 арканов ( л. 2 б)»114.

20

№ 26, л. 84 б. Описание земельных участков, розданных туркменам племени имрели. Ниже дается полный перевод.

[270] «Список [людей племени] имрели, которым дана атлычная земля в районе Ак-тепе (Край листа потрепан, так что начало слова не читается; можно ра­зобрать лишь ***. Название восстанавливается при сличении с заметкой на л. 86 б в том же дафтаре (см. выше, стр. 239), а также по упоминанию «канала Ак-тепе» далее в тексте.), на каждого по 50 танапов (***)115.

Границы одного участка [в] 11 атлыков (***): с востока — пески (***) с севера-канал (яб); с запада— канал и частично старая усадьба (***); с юга— дорога.

[Границы еще] одного участка [в] 1 ½ атлыка: с востока— земля хассе, с севера — канал, с запада—собственная земля атлыка (?— ***)116, с юга — пески.

700 танапов земли — ханлык, остались без нукеров (***)117; границы их: с востока — частично холм (***) и частично атлычная земля (***); с севера — канал Ак-тепе (***); с запада—атлычная земля и посередине ее (?) общественная салма (?— ***) (Читается недостаточно хорошо. О салма см. прим. 112. ); [с юга] (Правый край листа сильно потрепан, так что во многих строках первые слова сохранились неполностью или вообще не сохранились. )— канал Вели-Мухаммеда (***).

[Границы] еще одного участка [в] 6 атлыков: с востока и с севера — канал Ак-тепе; с запада (В тексте пропущены две последние буквы: ***. )—упомянутая земля ханлык (***); [с юга] — атлычная земля Беркели-батыра118. Границы еще 1 ½ атлыков (***): с востока — атлычная земля Беркели-батыра; с севера — канал; с запада — атлычная земля Вели-Мухаммеда; с юга —дорога.

[Границы] еще 10 атлыков (***): с востока — возвы­шенность (***); с севера — дорога; с запада — пески; с юга — возвышенность (***).

Еще земля, отмеренная — Абдурахим-диваном, 2 ½ атлы­ка (***); [границы ее]: с востока — озеро (***); с севера—салма; с запада— холм (***); с юга—дорога. [Всего] 32 ½ [атлыка] (***)(Дальнейший текст написан более мелко и убористо, но тем же или очень похожим почерком. Однако здесь для обозначения сторон света наряду с узбекскими терминами применяются и арабские (***), а также иначе строится описание участков; возможно, это значит, чго вторая половина документа написана другим лицом.).

[271] Земля, которую Абдурахим-диван отмерил позднее (***).

Один участок (***): длина (Слово «длина» (собственно, «его длина»— ***) написано дважды.)  — 10 ½ танапов, ширина — 9 ½ танапов, всего (т. е. площадь) — 100 танапов. Границы его: с востока ( [***] *** — конец слова пропущен.) —усадьба (***) Шах-Беки; [с севера] — салма; с запада — возвышенность (***); с юга — дорога.

Земля карадашлы (***) 119: длина — 5 танапов, ширина — 4 танапа, всего 20 танапов. Границы ее: с востока — канал Векиль (***)( Может быть, «канал векиля».); с севера — дорога; с запада— салма; с юга — также дорога.

Земля… ( Название не читается (оборвано); видны только две последние буквы: ***.): длина — 12 танапов, ширина — 5 ½ танапов, всего — 66 танапов. Границы ее: с востока — атлычная земля Уста Бери (***); с севера — старый канал Векиль (***); с запада — атлычная земля Шихима (***); [с юга] —[земля подразделения] казак (***)120.

Еще один участок (***): длина и ширина — по 4 танапа (***), всего— 16 танапов. [Границы его]: с востока — атлычная земля (***); с севера — земля хассе; с запада — пески; с юга— старый канал Векиль.

[Еще один] участок: длина — 10 танапов, ширина —5 танапов, всего — 50 танапов. [Границы его]: с востока — атлычная земля; с севера — земля хассе, как и с запада (***); с юга —канал Ак-тепе.

[Еще один] участок: длина — 10 танапов, ширина — 5 тана­пов, всего — 50 танапов. Границы его: с востока, с севера, с запада и с юга — земля хассе.

Еще один участок: длина — 11 танапов, ширина—9 ½ танапов, всего — 104 ½ танапа. [Границы] его: с востока—атлычная земля, как и с севера и с запада (***), как и с юга (***).

Еще один участок: длина — 12 ½ танапов, ширина—6 ½ танапов, всего — 81 ¼ танапа. [Границы его]: с востока — [272] канал Кызыл-такыр (***); [с севера] — канал Теке Мухаммеда (***)121; с запада — пески; с юга — канал Ак-тепе.

Еще один участок: длина — 10 танапов, ширина — 5 танапов, всего — 50 танапов. [Границы его]: с востока — атлычная земля Мулла Субхан-Назара; с севера — атлычная земля джемшида Гафур(?)-батыра (Имя читается не точно, так как начало строки оборвано; возможно — «Нур» или «Ашур».) (***)122; с запада — канал Ак-тепе; с юга — атлычная земля.

Еще один участок: длина — 15 танапов, ширина — 4 танапа, всего — 60 танапов. [Границы его]: с востока — земля хассе; с севера — атлычная земля, как и с запада; с юга — возвышенность (***).

Это составило всего 11 атлыков (***)».

Список не датирован. Однако в том же дафтаре (№ 26) двумя страницами дальше (л. 86 б) есть уже приведенная выше запись о раздаче туркменам-имрели в районе Ак-тепе 45 атлыков в м-це джумади I 1268 г. (см. стр. 239).

В настоящем описании записано всего 43 ½ атлыка. Возможно, впрочем, что вместо последних 11 атлыков нужно считать 12 (из расчета 50 танапов на атлык), так как общая их площадь — 598 ¼ танапа; тогда всего в этом документе значится 44 ½ атлыка. Такое совпадение в записях дает основание предполагать, что описанные земли имрели и являются теми атлыками, которые розданы им в м-це джумади 1 1268 (III. 1852) г.

<<<ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА      В НАЧАЛО     ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ >>>

 

ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ ПРЕДОСТАВЛЕН ДЛЯ ОБРАБОТКИ И ПУБЛИКАЦИИ САЙТОМ ВОСТОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

61 Перевод этого реестра был уже дан П. П. Ивановым (Архив, стр. 187— 189). Однако им упущены некоторые весьма важные детали (размеры атлы­ков на л. 177 б, названия подразделений племени имрели на лл. 178 б — 179 а), а некоторые имена прочтены неправильно. Полный текст всего реестра см. рис. 2—5 (стр. 247—250).

62 В списке (см. рис. 2) над количеством атлы каждого племени стоит число — 50 или 30. Далее в аналогичном случае П. П. Иванов истолковал эти цифру как размеры наделов (Архив, стр. 187), но здесь он о них почему-то совсем не упомянул. В том, что это действительно размеры наделов, убеждает нас сопоставление с такими же пометками в списке на выдачу земель туркменам-карадашлы, который находится в той же тетради непосредственно перед рассматриваемым списком (см. стр. 260).

63 Небольшое племя махтум обычно причисляется к так называемым племенам эвляд (вместе с племенами ата и ших), которым приписывается происхождение от арабов — наряду с ходжами и сеидами. О времени поселения махтумов в Хорезме и месте их расселения см. выше, стр. 36.

64 В тексте ***. Здесь принят перевод П. П. Иванова, казавшийся, впрочем, сомнительным и ему самому. И. Ибрагимов в приложенном к его заметкам словарике «туркменских слов» дает следующее значение: «Валаят — житель, «народ» (Ибрагимов, стр. 162). Которому из этих двух переводов следует отдать предпочтение, трудно сказать. Слово ***, по-видимому, в таком же значении, как здесь, встречается еще в одном документе из архива хивинских ханов (Архив Куна, оп. 1, № 133, л. 24 а) в такой фразе: ***

65 Сары-ишан — прозвище известного чоудорского ишана на Мангышлаке Нур-Мухаммеда, сына Бек-Дурды-ишана (в русских источниках — «Бектурдыева»); см. Россия и Туркмения, стр. 48—49; Галкин, стр. 14, 34—35; Изанин, Поездка, стр. 290—291.

66 Гоклен Мухаммед-Сахат упоминается и в других документах архива № 76, л. 15 б; № 46, л. 28 а; № 58, л. 39 б; Архив Куна, оп. 1, № 133, лл. 12 б, 18 а. П. П. Иванов неправильно прочитал «мехрем Сахат» (Архив, стр. 188).

67 Такое толкование текста представляется более правильным, чем у П. П. Иванова: «[выставляют]». Здесь речь идет везде о земельных наделах и, как видно из текста на л. 177 б, атлы в данном случае означает то же, что и атлык, т. е. название участка земли. Ср. ниже «1/2 атлы» и «1/4 атлы», что было бы бессмыслицей, если бы речь шла не о земле, а о людях.

К сожалению, перевод П. П. Иванова привел к совершенно произвольным и неверным толкованиям этого документа В. П. Малышевым и Г. Е. Марковым. Малышев назвал его списком руководителей родов, обязанных за полученные ими земельные наделы выставить определенное количество всадников (Малышев, стр. 128—129). Марков пошел дальше, решив, что записанные в этом реестре старшины получали «крупные феодальные военные держания» размером в 20—30—40 атлыков, за которые обязаны были выставлять соответствующее количество всадников (Марков, Очерк, стр. 199, 205). Правда, Марков оговаривается, что это «только предположительно» (там же, стр. 205), но самое предположение основано на неверном понимании текста. А. А. Росляков рассматривает это как установленный факт, не ссылаясь на источник: «Феодально-родовые вожди сосредотачивали в своих руках по 20—50 атлыков» (!) (Росляков, Очерк, стр. 144).

В действительности, если в документах архива (в кратких реестрах) определенное количество участков (атлыков) записывалось на имя одного старшины, то это отнюдь не значит, что эти участки становились его «феодальным держанием». Хивинские власти просто рассматривали старшину как главу «представителя родового подразделения, ответственного за выставление определенного числа всадников и командовавшего этими всадниками. Старшина же, как указывалось выше (см. стр. 105), руководил распределением этой земли между отдельными семьями и группами семей.

68 Сеид-Кули-хан значится еще в дафтаре № 98, л. 7 а, где он возглавляет список родового подразделения кызыл.

69 У Иванова (Архив, стр. 188) неправильно: «Коч Начар». О Коч-Бакаре см. прим. 45.

70 Возможно, что сарык Ноубат — тот самый Ноубат-батыр, которого Агехи упоминает в числе предводителей восставших сарыков в 1242/1826 г. (МИТТ II, стр. 441). Впрочем, в дафтаре № 58, л. 3 а (1272/1855-56 г.) значится, по-видимому, другой Ноубат.

71 Мехми кеик значится в двух дафтарах архива как получатель подарка (ин’ам) зерном (100 батманов пшеницы) в 1262/1846 и 1266/1850 гг. (№ 39, л. 22 а; № 82, л. 30 а). На 10-верстной карте Хивинского ханства 1905 г. отмечено селение Мехми-Кеик («Маим-киик») между Ташаузом и Ильялы, названное, очевидно, по его имени. Его сын Ака-Мухаммед в 1278/1861-62 г. возглавлял список подразделения кеик-сауранли (№ 98, л. 3 б), а другой сыч, Тивечи (***); был на втором месте в том же списке.

72 Хасан-Кули-бахши упоминается и в других документах архива (в частности, в шаввале 1283 (II. 1867) г. вместе с Херзе-векилем, — см. прим. 243). Он участвовал в военных действиях против восставших йомутов на стороне Хивы.

73 У Иванова (Архив, стр. 188): «Всего— 116?»; по-видимому, он не заметил значка «дроби», стоящего над цифрой 6 (***). Сложив все вышеперечисленные атлы, можно убедиться, что итог означает общее количество атлы, розданных в районе Ак-тепе и Кокчука, причем 80 танапов Коч-Бакара считается за 1 атлы (как и 30 танапов сарыка Ноубата).

Об аналогичных дробных обозначениях в дафтарах № 91 и № 21, лл. 174 б— 176 б, см. ниже, стр. 354—355, прим. 98.

74 Племенная принадлежность людей, перечисленных в этом списке, не указана, однако из сопоставления со списками, которые следуют далее на том же листе, а также с другими документами архива выясняется, что некоторые из этих лиц принадлежат к племени имрели (Шир-хан, Ак-Диш, Нияз-Берды-палван, Аман-Мухаммед, Кутлы-Мурад-онбеги). Что касается заглавия, то оно разъясняется следующим списком, который заканчивается словами «всего старинных земель имрели — 401 атлы». «Розданные после четырехсот» обозначает, по-видимому, атлычные земли, которые были дополнительно розданы после наделения туркмен-имрели 401 атлыком их «старинных земель» (см. прим. 86).

75 Возможно, что записанный здесь Абдулла-ишан—тот самый, которого Кутлуг-Мурад-хан в сентябре 1855 г. отправлял с посольством «к туркменским мятежникам» (см. МИТТ II, стр. 552).

76 П. П. Иванов (Архив, стр. 188) понял слово дурмен как нарицательное, т. е. как название одного из узбекских родов. Это маловероятно, так как в разбираемых реестрах значатся исключительно туркмены и речь идет о раздаче атлычных земель.

77 Заглавие неясно. Буквально *** значит ‘перебежчик, изменник’. У Баяни, в частности, так названы йомуты рода орус-кошчи во главе с Ата-векилем, перешедшие на сторону Хивы в 1867 г.*** — л. 435 а; *** — лл 436 б—437 а). В данном случае, как видно по именам, список относится к туркменам-имрели. Возможно, это означает, что какая-то группа имрели также перешла на сторону хивинцев во время последнего восстания 1866—1867 гг.

78 Слово «имрели» бесспорно является заголовком всего следующего далее списка; между тем, П. П. Иванов отнес его только к Аман-Мухаммед-векилю. Названия родовых подразделений помечены везде над строкой (см. текст, рис. 4—5), очень мелко и не всегда разборчиво. Иванов, видимо, не обратил внимания на эти пометки, почему о них и не упоминает.

«Отделами» здесь и ниже условно называются два основных под­разделения, на которые делятся многие туркменские племена (например: байрам-шалы и кара-чока у йомутов, отамыш и тохтамыш у теке и т. п.).

79 У Иванова неправильно: «теке (текинец) Бек (?)». Интересно, что у Г. И. Карпова в списке родовых подразделений имрели есть подразделение «Текке-Бег» в отделе даглы (Карпов, Этнический состав, стр. 121). Возможно, что перед нами здесь пример позднего «родообразования», причем вновь образовавшееся родовое подразделение получило название по имени своего действительного родоначальника.

80 По-видимому, тот же Ак-Диш-сердар (в списке — Ак-Диш) значится и в приведенном выше списке земель, «розданных после четырехсот». Очевидно, он тождествен с Ак-Диш-батыром, который являлся одним из предводителей в восстании 1866—1867 гг. и в 1867 г. участвовал вместе с йомутом Сары-сердаром в посольстве от восставших туркмен к хивинцам (МИТТ II, стр. 634 — в переводе «Актиш»).

В дафтаре № 5, л 198 а (1242/1827 г.) упоминается еще Баба-Нияз Ак-Диш, который в другом документе (№ 57, л. 14 б) назван просто Ак-Диш (***),— также один из предводителей подразделения каратайли. О кем упоминает Агехи (под 1827 годом), называя его также Ак-Диш-батыром (МИТТ II, стр. 445). Возможно, что во всех этих случаях мы имеем дело с одним лицом.

81 Имрели Шир-хан упоминается и в других документах архива (№ 46, л 12 б; Архив Куна, оп 1, № 133, л 9 а). В данном реестре Шир-хан фигурирует трижды, но неизвестно, имеется ли в виду во всех случаях один и тот же человек. А. Н. Самойлович сообщает, что в 1908 г. он беседовал с главным старшиной — баш кедхуда — хивинских имрели Шири-ханом из рода кара-кумлы. Шири-хан был внуком Сеид-Нияз-хана и правнуком Ата-Нияз-хана (см. прим. 144) (Самойлович, Из туркменской старины, стр. 560—561, прим. 7).

82 Чтение такырдынг (***) устанавливается по полевым матери­алам, собранным автором в этнографической экспедиции МГУ летом 1955 г. (см. ПМ, № 50, 51); в списках Г. И. Карпова такого родового подразделения нет.

83 Возможно, что Нур-Мухаммед Куле (***) —то же лицо, что и Нур-Мухаммед-Кули, которого в 1867 г. имрели должны были представить в качестве заложника по требованию хивинцев (см. МИТТ II, стр. 634).

84 Ср. у Г. И. Карпова (Этнический состав, стр. 121) —арчзанлы.

85 Ср. у Г. И. Карпова (там же) — в подразделении яры мелкое подразделение шормса.

86 Приведенный здесь реестр, видимо, связан с какими-то переселениями племени имрели, происшедшими после окончания в 1867 г. последнего (до присоединения к России) туркменского восстания в Хивинском ханстве. В ходе этого восстания племя (или часть племени) имрели ушло со своих земель в районе Ильялы (ср. МИТТ II, стр. 634), в результате чего часть земель была роздана узбекским поселенцам (ср. в дафтаре № 21, л 81 а. список, датированный 1284/1867 годом и озаглавленный: (***); в списке значится 68 участков по 20 танапов, розданных из земель имрели узбекам). Маловероятно, что ушедшие со своих мест во время восстания имрели были водворены снова на своих «старинных землях» лишь через три года после конца восстания. Скорее можно предположить, что дата, стоящая в начале реестра (л. 177 б), не относится к спискам имрели, которые просто переписаны с более ранних документов, составленных сразу же после восстания. Дата «1287» (1870 г.) на л. 178 б относится в таком случае только к «землям, розданным после четырехсот», и, возможно, к группе *** (быть может, эта группа — «перебежчики» — вернулась на свои земли позже).

Интересно, что количество атлыков у имрели, согласно этому реестру, меньше, чем указывали Гиршфельд и Галкин (600) и Лыкошин (700) в начале XX в.

87 У Иванова (Архив, стр. 189) неправильно: «суратлы». Чтение устанавливается по этнографическим данным; ср. у Г. И. Карпова — соуранли (Этнический состав, стр. 79 а). В дафтаре № 98 начертание соответствует особенности туркменского произношения звука «с» (***).

88 Как в данном списке, так и в списке 1276 г. х. в подразделении Мулла Хал-Мухаммед-аталыка, кроме него, значатся еще два его сына: Мухаммед-Сахат и Мухаммед-Керим. Его сын (имя не указано) упоминается еще в дафтарах № 76, л. 22 б (1272/1856 г. — во главе отряда из 72 гокленов) и № 90, л. 3 б (1284/1867 г.).

89 Значение этой и аналогичной ей пометки на л. 3 а неясно. Прежде всего, непонятно, входят ли эти 10 танапов в площадь основного участка (50 тана­пов) или получены сверх того. Неясен также смысл выражения «земля ви­лайета». Слово вилайет в хивинских хрониках чаще всего означает ‘страна’, ‘государство’ (т. е. Хорезм или Хивинское ханство о целом); в документах архива оно, по-видимому, не имеет четкого терминологического значения (ср. «нукеры вилайета» (?) в дафтаре № 5, — см. Иванов, Архив, стр 160). По мнению М. Ю. Юлдашева, вилайетами назывались крупные административ­ные районы в Хивинском ханстве, управлявшиеся хакимами (см Йулдошев стр. 193, 271). Быть может, «земля вилайета» в данном случае — то же, что государственная (падшалычная) земля, которую арендовали держатель (или держатели) атлыка помимо атлычной земли.

90 В списках Г. И. (Карпова (Этнический состав, стр. 110) есть родовое-подразделение джунейт, как в отделе джагланлы, так и в отделе сатыклы. В данном случае «Джунейд», очевидно, — просто имя.

91 Ср. в дафтаре № 21, л. 174 б — ***. В списках Г. И. Карпова такого названия нет. По полевым записям автора, туркмены-карадашлы в настоящее время произносят кяди (см. ПМ, № 53).

92 Туркмены-карадашлы в настоящее время произносят нусрулла (см. ПМ, № 52, 53).

93 Эта пометка читается не вполне удовлетворительно. Если правильно предложенное нами чтение, то остается еще неясным, как и с «землей вилайета», входят ли указанные 13 танапов в число 50 танапов или даны сверх того.

94 Баяни в рассказе об отражении набега йомутов на Хиву в апреле 1867 г, упоминает, что в составе хивинского войска было 200 всадников карадашлы под начальством Дурды-хадима (***) (Баяни, л. 435 а).

95 Старики-карадашлы еще помнят предводителя по имени Са’ди-палван (ПМ, № 16). В архиве он упоминается еще в одном дафтаре — Архив Куна, оп. 1, № 134, л. 21 а (1289/1873).

96 В дафтаре № 36, л. 22 б (1262/1846 г.) встречается имя некоего Хамбаша-юзбаши (***), по-видимому, узбека. В данном случае скорее всего« имеется в виду географическое название (например, мечеть), и запись означает «получившие землю из земель местности Хамбаш».

97 В соответствующих списках в дафтарах № 91 и № 21, лл 174 б—176 б, совпадают все имена и количество их по отдельным подразделениям. Однако в дафтаре № 21 нигде не указаны ин’амы и отсутствуют некоторые пометки над именами (в частности, о «земле вилайета»), а другие пометки не всегда совпадают с теми, которые имеются в № 91. Очевидно, списки в дафтаре: № 21 были переписаны из дафтара № 91 и лишь дополнены еще двумя родовыми подразделениями.

П. П. Иванов не заметил этого совпадения и решил, что в дафтаре № 21 к племени карадашлы относятся только первые 15 человек, а остальные списки «составлены по племенам, в большинстве, по-видимому, неузбекского и нетуркменского (!—Ю Б) происхождения» (Иванов, Архив, стр. 187).

98 Сопоставление пометок над именами в приведенных здесь двух реестрах позволяет установить значение некоторых терминов, употреблявшихся в такого рода документах

Пометки типа «1 1/2 нукера», «1/4 нукера», «1/8 нукера» были бы необъяснимы, если бы данные реестры представляли собой списки людей, нукеров-воинов Но их значение раскрывается пометкой в списке подразделений араб (№ 91, л. 3 б) после имени Али, сына Велиша араба: «12 1/2танапов». В дафтаре № 21 после того же имени написано «1/4 нукера», а в дафтаре № 91 в итоге по подразделению араб значится «9 1/2». В самом деле, 12 1/2танапов составляют 1/4 часть надела в 50 танапов, который, как говорится в заглавии реестра в дафтаре № 21, отмерен «на каждого нукера». Таким образом, в рассматриваемых двух списках термин нукер означает не человека (воина), а участок земли, в данном случае размером в 50 танапов В этом смысле нужно понимать и самый заголовок (т. е. «список карадашлы, которым отмерена земля, по 50 танапов на каждый надел»).

Что термин нукер в данном случае идентичен термину атлык (или атлы — ср. № 21, л. 177 б, — см. прим. 67), доказывается пометкой в дафтаре № 21, л. 175 б («1 1/4 атлыка»).

Такой вывод подтверждается, между прочим, и упомянутыми в описании цифровыми пометками над именами в списках дафтара № 21. Если считать эти цифры за размер надела в танапах и приравнять «13» и «10» к «1/4 нукера», а «22» и «25» к «1/2 нукера» (Насколько можно судить по изученным нами документам архива, хивинские чиновники в подобных случаях не употребляли дробных чисел более точных, чем 1/4 или 1/2.), то тогда, с учетом других пометок в том же списке («1/2 нукера», «1 1/2 нукера» и т. п.), итог как раз сойдется с тем, который помещен на л. 176 б. 135 1/2 нукеров (Таким же образом разъясняются и некоторые промежуточные цифровые итоги. Так, в подразделении гедай—5 имен, но над одним из них пометка «30 танапов», отсюда и в итоге—«4 1/2».). Над тремя именами, приписанными позднее, число «50» поставлено, очевидно, для того, чтобы показать, что размер их участков такой же, как у остальных.

Следовательно, подобно тому как термины атлыатлык, означая перво­начально ‘всадник’, стали затем применяться и для обозначения участка земли, приходившейся на одного всадника, так и термин нукер мог употребляться в значении участка земли, приходившейся на одного нукера.

99 Изчи — ‘следопыт’, профессия, довольно распространенная у туркмен. О профессионалах-изчи см. Ломакин, стр 99—100.

100 П. П. Иванов (Архив, стр. 192), по-видимому, не заметил, что в за­главии указано название племени, и изложил содержание списка следующим образом: «Сообщаются имена 35 нукеров Якуб Мехрема, имевших землю на Шейх-арыке».

101 Кепке — одно из родовых подразделений племени ата, колена омар-ата. Арна — вариант имени Адина (***), Анна (***). По словам А. Н. Самойловича, «Арна» произносили сарыки, «Анна» — текинцы (Абду-с-Саттар, стр. 0105, сн. 2).

102 Данный список интересен тем, что из занесенных в него 35 нукеров трое — ишаны, а два других — сыновья ишанов. Выше (см стр. 245) был приве­ден список пяти нукеров из племени сарык, из которых четыре — сыновья кази, с почетным званием «махдум». Это свидетельствует о том, что у туркмен духовенство не освобождалось от военной службы, что вряд ли имело бы место, если бы нукерская служба рассматривалась туркменами как тяжелая повинность. Как уже отмечалось выше (см. прим. 37), ходжи у туркмен также, по-видимому, несли нукерскую службу, в то время как у узбеков они от нее безусловно освобождались.

101 См. Иванов, Архив, стр. 190.

104 П. П. Иванов (Архив, стр. 192) упоминает об этом списке, но не приводит названия района. Бака-Чанак (или Бака-Чанаклы) —озеро в 30 км к северу от Ходжейли, к западу от канала Кегейли. До сих пор в литературе не было указаний на то, что в этом районе (заселенном каракалпаками) когда-либо обитали какие-то группы туркмен. Возможно, что такое поселение было связано каким-то образом с туркменскими восстаниями 1855—1867 105 Слово земиндар (‘землевладелец’), по-видимому, в Хивинском ханстве не имело того терминологического значения, которое оно приобрело в Индии. Интересно, что в данных списках употреблено именно это слово, а не слово нукер, как в других приведенных здесь документах. Это означает, возможно, что земли игдыров и тиведжи в округе Ильялы не были атлычными.

106 Слово танап здесь употреблено в его первоначальном значении—’веревка’, т. е. веревка, которой измеряют расстояние. Отсюда выражение (***) — ‘измерять танапом’. В Хиве танап как мера длины был равен 60 гязам (1 гяз=102—104 см),— см. выше, стр. 91. Кулач— «маховая сажень», расстояние между концами пальцев распростертых рук. Считая кулач 180 см (или 6 футов, — см. Будагов, II, стр. 89), получаем несколько меньшую длину танапа — 54 м; соответственно 1 аркан (букв, ‘веревка’, т. е. то же что танап) = 27 м. Наличие специальной оговорки в начале списка свидетельствует о том, что величина кулача и аркана не была строго установленной.

107 Под «каналом хассе», должно быть, имеется в виду крупный канал общегосударственного значения, в данном случае — какой-то большой канал в районе Кызыл-такыра, скорее всего — Диванбеги-яб (т. е. северная оконечность Кызыл-такыр-яба). Ср. замечание П. П. Иванова по поводу сообщения Н. Н. Муравьева о «ханских» каналах (Иванов, Удельные земли, стр. 38).

108 Очевидно, выражение «свой (или «собственный») [участок]», «своя [земля]» обозначает здесь землю, пожалованную «самому» (или «лично») Аба-юзбаши «за аксакальство». Отсюда можно заключать, что эта земля считалась собственностью старшины, т. е. приравнивалась к мульку.

109 О значении термина хаули в Хивинском ханстве в XIX в. см. Иванов, Удельные земли, стр. 43 и сл.

110 Текст не совсем ясен. Можно предложить два перевода выражения ***: 1) ‘пахотная земля’, ‘поле’, ‘обработанная земля’ (ср. Будагов, I, стр. 230—***); 2) ‘орошенная, обводненная земля’ (букв, ‘земля с водой’). Участки земли басу описаны отдельно, и не указано, кто их получил. Быть может, это значит, что участки уже обрабатывавшейся (или орошенной) ранее земли, по какой-либо причине оставленной прежними владельцами, были даны на все племя али-или и делились между всеми членами племени, не входя в счет атлыков.

111 Аланг в туркменской географической номенклатуре обозначает вообще лишенные растительности приколодезные пески (иначе аклан, акланг) (см. Геллер, стр. 111; Пастбища Кара-Кумов, стр. 18); в разговорной речи также— плато, открытое пространство, поляна. Этим термином, видимо, обозначался и какой-то вид возвышенностей; так, в «Описании протока Даудан» (1873 г.) в архиве А. Л. Куна есть такая фраза: ***. (Архив Куна, оп. 1, № 112, л. 2 б).

112 Арна значило в Хорезме большой, магистральный канал, обычно берущий начало непосредственно из Аму-Дарьи. Яб — менее крупный канал, вытекающий из арна или из другого яба (хотя иногда так назывались меньшие, чем арна, каналы, но также берущие воду из Аму-Дарьи). Из ябов вода шла на поля по арыкам, называвшимся салма.

113 «Землей старшин» названа, очевидно, земля, пожалованная старшинам за аксакальство, т. е. то же, что ин’ам. По-видимому, нескольким старшинам была дана земля в одном районе. Возможен, однако, и другой перевод: «Земля их старшины».

114 В документе № 96 фигурируют те же имена предводителей, что и в списках али-или, получивших землю в Кызыл-такыре (№ 26, лл. 71 а—71 б): Сары-хан, Мухаммед-Кули-кедхуда, Анна-Дурды каркын, Назар-бай (№ 26— Назар-бай-юзбаши) и Мирза-Али (№ 26 — Мирза-Али-кедхуда). Новым является только имя Аба; но совершенно очевидно, что здесь имеется в виду Аба-юзбаши, который, как указывалось выше (см. прим. 57), был сыном Нияз-Кули-юзбаши, а люди Нияз-Кули-юзбаши записаны первыми в реестре в дафтаре № 26. Таким образом, речь идет об одних и тех же родовых подразделениях или группах племени али-или с одними и теми же предводителями. Совпадают и даты в обоих документах. В дафтаре № 26 в двух местах (л. 70 а) записаны имена нескольких человек, которые получили землю позже остальных; эти записи датированы месяцем джумади II 1268 г. Следовательно, основная раздача земель была произведена раньше. Документ № 96, очевидно, и дает эту первоначальную дату: месяц джумади I 1268 г.

Из всего этого можно заключить, что земли, границы которых описаны в документе № 96, располагались в Кызыл-такыре.

Казалось бы, что списку туркмен али-или, которым были пожалованы земли в Кызыл-такыре, соответствует описание их земельных участков. На самом деле, однако, между обоими документами имеется расхождение в количестве участков: у Сары-хана (вместе с ним самим) в дафтаре № 26— 14 человек, а в № 96 на его имя записано 11 атлыков; у Мухаммед-Кули-кедхуда (вместе с ним самим)—19 человек (№ 26), а на его имя записано 16 атлыков (№ 96); у Назар-бая-юзбаши значилось первоначально 23 человека (№ 26), а атлыков у него тоже 16 (№ 96); соответственно у Мирза-Али-кедхуда— 17 человек и 16 атлыков, а у Анна-Дурды каркына— 14 человек и 16 атлыков.

Еще большее несоответствие между количеством атлыков у Аба и коли­чеством людей, состоящих под начальством его отца, Нияз-Кули-юзбаши: 16 и 53. Однако в списке Нияз-Кули сперва занесено (с отдельным итогом) 33 человека, а потом еще 16 (после чего стоит итог «49»). Возможно, что эти 16 человек и состояли под начальством Аба, — хотя имя самого Аба нигде не записано. Что касается первых 33 человек, то имена трех из них — Анна-Полад, Курбан-Назар и Мухаммед-ходжа — значатся и в документе №96 как получившие земли, отмеренные «человеком» Якуб-мехрема (каждый из них, между прочим, получил по 30 танапов, если принять, что участки прямоугольной формы: 15х18=120 кв. арканов = 30 танапов)

Учитывая, что оба рассматриваемые документа относятся, очевидно, к одному и тому же месяцу, отмеченные выше расхождения можно объяснить только тем, что количество атлыков не всегда соответствовало количеству людей, на имя которых эти атлыки были записаны, т. е. что на некоторых из этих лиц приходилось меньше или больше одного атлыка (ср. пометки «пол­нукера» и др. в списках дафтара № 26).

Особенно интересно то, что все подразделения получили одинаковое ко­личество земли — по 16 атлыков (кроме Сары-хана, который получил 11). Напрашивается аналогия с атлыками у текинцев отдела отамыш в Мерве, у которых при первоначальном поселении в Мервском оазисе число атлыков во всех подразделениях, владевших отдельными каналами, также было одинаковым (Таиров, ч II, стр. 160).

115 Так как в списке нет имен людей, которым дана земля, и речь идет только о землях, то заглавие можно понимать следующим образом: «Реестр атлычных земель, розданных [племени] имрели в [районе] Ак-тепе, по 50 танапов на каждый [атлык]».

116 Текст не вполне ясен; по-видимому, должно быть *** имеется в виду земля, принадлежащая какому-то нукеру (атлы) на правах мулька (ср. прим. 108).

117 Это место можно понимать как свидетельство того, что атлычные земли наделялись из числа земель, носивших название ханлык. См. выше, стр. 96.

118 Беркели-батыр из племени имрели упоминается еще дважды в документах архива *** в одном месте—*** в 1264/1848 г. он получил ин’ам 15 батм. пшеницы и 15 батм. проса (№ 35, л. 12 б), а в 1268/1852 г.— 40-батм. пшеницы (№ 84, л. 98 б).

119 И. Ибрагимов называет «гарадашлы» как одно из четырех главных «отделений» имрели (наряду с кара-кумлы, берды-ходжа и каратайли) (Ибрагимов, стр. 101). Такое родовое название не зафиксировано в настоящее время этнографическими материалами; его нет также у Г. И. Карпова (см. Карпов, Этнический состав, стр. 121).

120 Казак — одно из родовых подразделений имрели (отдела даглы).

121 Быть может, Теке-Мухаммед—то же лицо, что и Теке-бек (См. стр. 252 и прим. 79).

122 Чрезвычайно интересное указание на то, что атлыки получали не только туркмены, но и джемшиды; в других источниках об этом нет никаких сведений.