Хорезмские туркмены в XIX веке

23

№ 57, лл. 12 а —16 б. Списки нукеров-туркмен на 1247/1831-32 г.

Эти списки, как и приведенные ранее, являются частью общего реестра нукеров Хивинского ханства. Реестр начинается на л. 6 а, причем не имеет ни заглавия, ни даты. Он состоит (как и в дафтаре № 59) из имен сановников и юзбаши, над которыми стоят числа, обозначающие количество нукеров, подчиненных тому или иному лицу. Сперва следуют нукеры-узбеки (лл. 6 а —9 б), затем — каракалпаки (лл. 10 а—10 б) и снова узбеки (юзбаши инака — *** — лл. 11 а—12 а). Узбекские военачальники разбиты на группы; по каждой из них записан общий итог: 2231 (л. 6 а), 1762 (л. 6 б), 1089 (л. 7 а), 887 (лл. 7 а-7 б), 620 (л. 7 б), 1025, 386 (л. 8 а), 783 (л. 8 б), 904 (л. 9 а), 1614 (л. 9 б); каракалпаков — 1660, нукеров инака — 2452. Таким образом, всего узбекских и ка­ракалпакских нукеров — 15 413 (в тексте общий итог не обозначен).

На л. 12 а список юзбаши инака кончается следующими именами: «Кара-Кель, аймир-или — 3. Игдыр Яры-Кель — 11».

(***).

На л. 12 б начинаются списки туркменских нукеров, пред­ставляющие собой имена старшин или же только названия [290] родовых подразделений, над которыми проставлены цифры, обозначающие количество нукеров.

Ниже дается полный перевод этих списков173.

«Чоудоры, получившие землю в Порсанге (****). Абдал Союн-батыр—37. Курбан-Гельды—17. Байли-юзбаши—30. Таган-Нияз—20. Анна-Ораз—15. Кадыр-Берды—10. Берды-Нияз-бек — 16. Мирза-юзбаши — 9. Сохбет-бек — 4. Халли-юзбаши — 5. Аман-Дурды (***) — 5. Ораз-бай — 11. Ата-Нияз-мерген— 11. Ярлыкаб-бек —21. Еще Байли (***) — 22. Аман-мирза — 16. Хаджи-бай — 5. Кадыр-Берды-юзбаши — 6. Еще Анна-Ораз—16. Сохбет—7. Сафар-бай—10. Оубаш (***) — 7. Абдал Бек-Нефес — 5 (л. 12 б). Бурунджик Эвез-Берды— 11. Еще Курбан-Гельды — 25. [Всего в районе Порсанг —341 нукер].

[Чоудоры], получившие землю в [районе] Аман-Кули (***). Анна-Клыч, сын Девлет-бая — 30. Ата-Нияз-мерген — 13. Мухаммед-Берды, чоудор — 50. Заложники-игдыры (***)(По аналогичным спискам в дафтарах № 59 и № 5 можно установить, что этот заголовок относится к трем следующим за ним именам.): Еген-Нияз — 55, Сафар-Вели— 16, Дурды-Мурад — 31. Бузачи Оде-Мухаммед — 30. Бурунджик Миср-Али — 17. Мухаммед-Эмин — 17. Файзулла — 20. Аралбай—12, Бегенч-юзбаши — 15 (Последние четыре имени—бузачи (см. № 59, л. 24 б и № 5, лл. 192 а— 193 а).). Бурунджик Клыч — 8. [Всего в районе Аман-Кули — 314 нукеров].

[Чоудоры, обитающие] к востоку от Уйгура (***). Бурунджик—103. Подразделение игдыр (***) — 208.

Абдалы в Ташаузе (***) — 178 (л. 13 а).

Хасан-или чоудоры (***). Абдал Союн-батыр—37. Бурунджик Курбан-Гельды — 109. Подразделение огры (***) — 48. Абду-Саттар-юзбаши (***) — 32. Кучак, сын Кур­бан-Гельды—62. Еще он же (***)—30. *** (?)(Букв, ‘вырвавший пень’. Значение неясно; возможно—название мел­кого родового подразделения.) —16. Байли —31. Таган-Нияз — 20. Абдулла-юзбаши — 25. Игдыр Кутлы-Мурад — 50. Ходжам-Беки — 48. Оде-Дурды из Игдыр кала (***),—8. Бурунджик: Оде-Мурад — 15. [291] Ата-Нияз, брат Миср-Али—16, Эвез-Берды — 34 (То, что заголовок «Бурунджик» относится к трем следующим За ним именам, устанавливается по спискам в дафтарах № 59 и № 5. Относится ли он также к остальным именам, нельзя определить.). Хаджи-юзбаши — 25. Чоудор Халли — 13. Аман-Дурды — 4. Сохбет — 8. Мирза-юзбаши—4. Ораз—11 (л. 13 б). Берды-Нияз-юзбаши—16. Ата-Нияз-мерген — 11. Кара-Карнай — 11. Нукеры подразделения чакмак (***)174— 25. [Всего «хасан-или чоудоров»—709 нукеров].

Али-или. Нияз-Кули-юзбаши — 185.

Получившие землю в [районе] Ташауза: имрели-каракумлы (***)(То, что слова «получившие землю в [районе] Ташауза» являются заголовком ко всему списку на л. 14 а, устанавливается из сличения с дафта­ром № 59 (см. стр. 278—279).)—25; такырдынглы—14; караджа — 15; джунейт (***) — 15; дадиш —32; ак-кумлы—71; подразделение язы (***)—13; берды-ходжа —53; казак—10; ма’руфи—25; каратайли—34; еще каратайли—32; еще кара-ходжа (Ср. в дафтаре № 5, л. 197 б — караджа.)  и такырдынглы—14 (л. 14 а).

[Нукеры] племени имрели, [обитающие] в [районе] Янги-арыка (***)—65. [Всего имрели в районах Ташауза и Янги-арыка — 418 нукеров].

[Нукеры племени] имрели, пришедшие в год собаки (Год собаки соответствует 1242 г. х.) (***). Гельды-хан—19. [Подразделение] такыр­дынглы—17. [Подразделение] караджа, Уста-Баба—20. Каучи Ногай (***)—8. [Подразделение] джунейт, Анна-Курбан—11. … Чары (? ***)—22. Эвез-мулла [и ?] Нур—19. Подразделение кечемен (***)—19. [Подразделение] дадиш, Баба-векиль—52. Ит-Агыз, [подразделение] ак-кумлы—23. Мухаммед-Клыч-онбеги—25. Мулла Эвез… (? ***)—8. [Подразделение] ак-кумлы, Союнч-Али и Яры—32. [Подразде­ление] шурумса (***), Нур-бек—40. Ак-Диш (***) — 43. Шах-Нефес-онбеги—57. Ады-векиль-50 (Число написано и цифрами и прописью.) (л. 146). [Подразделение] берды-ходжа, Оде-векиль—12. [Подразделение] султанли,- Нияз—10. [Подразделение] ма’руфи, Мухаммед-Нияз—2). [Подразделение] каратайли, Чары—64. [Подразделение] дадиш, Баба-хан — 10. [Подразделение] каратайли, Таган-Клыч — 2. [Подразделение] ма’руфи, Нияз — 1. [Подразделение] берды-[292] ходжа, Али-сердар —1. [Подразделение] берды-ходжа, Эвез-Гельды—7. [Подразделение] каррави (***), Эвез-Гельды (Ср. в дафтаре № 5, л. 195 б—Эвез-Берды.)—4. [Всего имрели, «пришедших в год собаки»,—587 нукеров] (Этот список в точности повторяет списки имрели в дафтаре № 5, лл. 198 а — 198 б (с очень незначительными разночтениями), но здесь выпущены 50 нукеров Али-бека, записанные в дафтаре № 5 после Ады-векиля. Возможно, что это случайный пропуск; тогда всех имрели, пришедших в 1242 г х. (год собаки), должно быть 637. Всего нукеров из племени ямрели по дафтару № 57—1005 чел.).

Племя йомут (***). Салах —164. Орус-кошчи—171. Окуз—189. Подразделение ушак (***)—222. Игдыр—5. Коджук (***)—99. Машрык—54. Подразделение ак (***)— 17. Подразделение атабай (***) —16 (л. 15 а). Бага и таз (***)—19. Бадрак (***)—25. Подразделение йолма (***)—5. Кангырма—5. Тивечи—5. Бехельке (***)—33. [йому­ты], получившие землю позднее (***), —30 [Всего 1059 нукеров из йомутов].

Племя теке (***). Ак-дашаяк—20. Кара-дашаяк—7. Подразделение бахши (***)—25. Подразделение бек (***)—22. Аманшах—13. Гокче (***)—15. Подразделение векиль (***)—19. Какшал — 18. Кызыл-рабадлы (***)—13. Мервские теке (***)—9. Подразделение юсуф (***)—6. Подразделение канджик—4. Отдел отамыш—7. Аманшах—2. Подразделение букры (***)—6 (л. 15 б). [Всего по этому списку—186 нукеров теке].

Новые [нукеры из племени] теке, пришедшие из Ахала в 1247 [году, соответствующем] году зайца (***). Джунейт-юзбаши: [подразделения] ак-дашаяк и кара-дашаяк и бахши—39. Приведенные Эвезом-юзбаши (***)—30. Приведенные Бекешем-халифе (***)—42. Приведенные Абдурахманом-юзбаши (***)175 — 40 нукеров (Итог написан прописью и цифрой. Всего теке, пришедших в 1246 г. х. из Ахала,— 151. Таким образом, всех нукеров теке—337. ).

[Список нукеров], которым кушбеги-ака отмерил землю в 1246 [году, соответствующем] году барса (***). Прежние старые нукеры—гоклены, ата, ходжа, ших (***)176—610. Новые — 401. Всего – 1011 (Итог написан прописью и цифрами.) (л. 16 а).

[293] Старые [нукеры племени] карадашлы—5. Новые—291. Всего—296 (***).

[Нукеры из племени] мехинли: новые—10, старые—90, всего—100 (***).

Вновь [пришедшие] (***). Гаиб-Берды, теке—2. Нияз-Кули-юзбаши и Кара-сердар177, кроме прежних (***) — 14.

Сарыки—11. [Сарыки], прибывшие с [племенем] али-или,— 16 (Ср. список заложников-сарыков в дафтаре № 5, л. 219 а.) (***).

Новые игдыры (***)178—26 (л. 16 б)».

На этом списки нукеров заканчиваются, причем общий итог не подведен. Следующие два листа (17 а—17 б) не заполнены, а затем следуют уже записи другого содержания (о выдаче зерна и пр.). Всего в приведенных списках значится 5925 нукеров-туркмен.

В разных местах дафтара № 57, до и после приведенных выше списков, помечена одна и та же дата: 1247/1831-32 г. Наиболее поздняя дата в самих списках —также 1247 г. Оче­видно, этим годом и можно датировать список нукеров в дафтаре № 57.

24

№ 26, л. 101 б. Запись, озаглавленная: «Списки, которые принес Тагай-мираб в месяце реджебе 1264 [года] (VI—VII. 1848 г.). Вновь прибывшие арабачи» (***). В списке всего 30 имен, без каких-либо пометок179.

25

№ 30, л. 81 а (вкладной). Список нукеров-чоудоров по родовым подразделениям. Написан на внутренних сторонах сложенного пополам листа белой бумаги. Ни заголовка, ни даты нет; нет также общего итога. После списка нукеров каждого юзбаши стоит цифровой итог, причем начальники (юзбаши) нигде не входят в счет.

Ниже приводится сокращенный перевод списка (названия родовых подразделений и имена юзбаши).

[294] «Нукеры кара-чоудоры. Оде-Мухаммед-юзбаши, сын Аман-Мирзы-юзбаши180 —8 чел.

Нукеры подразделения калым (***). Мухаммед-Назар-юзбаши, сын Чия(? ***)-юзбаши—17 чел.

Нукеры кара-чоудоры. Казак-бай-юзбаши, сын Майли-юзбаши181—12 чел.

Нукеры кара-чоудоры, подразделения ташки и … (Название второго подразделения не поддается прочтению.)  (***)182. Берды-Мухаммед-юзбаши, сын Таган-Дурды—13 чел.

Нукеры бузачи. Хызыр-Нияз-юзбаши, сын Аксака—9 чел.

Нукеры бузачи, [подразделения] алты-кара (***)183. Ходжа-юзбаши, сын Коч-Мухаммеда-юзбаши184—10 чел.

Нукеры игдыры. Бай-Мухаммед-юзбаши, сын Курбан-Му-хаммеда—13 чел.

Нукеры игдыры. Чопан-юзбаши, сын Оде-Назара—12 чел.

Нукеры абдалы, подразделения менгли-ходжа (***). Пенах (В узбекском и туркменском произношении—Пена. )-юзбаши, сын Бабаша—10 чел.

Нукеры абдалы, подразделения огурлы (***)(Очевидно, то же, что огры.). Ишан-юзбаши, сын Ай-Назара-юзбаши—13 чел.

Нукеры абдалы, подразделения курбан (***). Эмин-юзбаши, сын Шир-Мухаммеда-юзбаши185—13 чел.

Нукеры подразделения дели (***)186. Курбан-юзбаши, брат Майли-бая-юзбаши—12 чел.

Нукеры бурунджики, подразделения чакмак (***). Шах-Нияз-юзбаши, сын Курбан-Гельды-юзбаши187— 13 чел.

Нукеры бурунджики. Мухаммед-Нияз [из подразделения] петек, юзбаши (***)188, сын Хораза (***)—12 чел.

Нукеры бурунджики. Нур-Нефес-юзбаши, сын Мухаммед-Нефеса-юзбаши—13 чел.

Нукеры бурунджики. Кул-Мухаммед-юзбаши, сын Эвез-Мухаммеда189—12 чел.».

Всего в списке 208 нукеров, из них 16 юзбаши. Список можно отнести примерно к тому же времени, к которому относятся и другие записи в этой тетради, т. е. к 1270— 1279/1854—1863 гг. Об этом можно судить по тому, что многие из фигурирующих в списке юзбаши] являются сыновьями тех [295] юзбаши, которые встречаются в документах 1240-х гг. х. Назна­чение списка неясно; возможно, что это список заложников (ак-ойли).

26

№ 19, л. 38 а (У П. П. Иванова (Архив, стр. 195) ошибка в пагинации на два листа. ). Список «людей» туркменских предводителей.

Дафтар в целом занят списками нукеров (не туркмен), относящимися к 1285—1289/1868 — 1872 гг. На нескольких последних листах находятся списки различных лиц с указанием, что у них столько-то «людей» (***). Среди этих списков на последнем листе имеется следующий:

«Люди Ата-векиля (***). Янги-арык, мечеть Найман: Бай-Мурад, сын Иш-Мурада; Курбан-Нияз, сын Сафар-Нияза. Нефес-сердар—два человека (***)190. Сын Назар-векиля—один человек. Вейс-Нияз-баба—два человека. Хаджи Тайб(? ***) (Быть может, *** — табиб (знахарь).)—один человек»191.

4. ЗАПИСИ О ВЫДАЧЕ ЗЕРНА

27

№ 57, л. 18 а. Через две страницы после рассмотренных выше списков нукеров имеется следующий заголовок: «1247 год. [соответствующий] году зайца, месяц реджеб (XII. 1831 г.). Зерно Мухаммед-Нияз-бая». Как видно из дальнейшего, имеется в виду зерно, собранное чиновником по имени Мухаммед-Нияз-бай (или находившееся в его ведении). Несколько далее имеется подзаголовок: «Зерно [из] Аяка (***)», после чего записано: «1000 батм. пшеницы — выдано гокленам (***), 300 батм. кунжута—израсходовано (***), 180 батм. джугары—выдано гокленам»192.

28

№ 36. Записи о выдаче зерна, поступившего в ханские амбары а виде ушра. На лл. 13 б—22 б, которые датируются 1262/1845-46 г., в числе лиц, получивших зерно, указано [296] много туркмен. Из сопоставления с другими материалами архива выясняется, что все упоминаемые здесь туркмены принадлежат к родоплеменной верхушке; большей частью они носят различные почетные звания. Больше всего в этих списках йомутов и чоудоров, затем—теке. Из других племен упоминаются имрели, сарыки (Ягмур—л. 16 б), салоры (Сеид-Нияз, Чары, Шейх-Нефес, Мутасим (? ***)—л. 16 б; Шах-Мурад- л. 22 а и ата (Анна-Курт-сердар193—л. 14 б). Списки, как и во всех остальных дафтарах этого рода, составлены по месту выдачи зерна и именам чиновников, которые его выдавали, например: «[Ушр, поступивший] из Шурахана, выданный Мухаммед-Эмином-юзбаши» (л. 14 б); «Ушр от Аллаяр-бека, выданный Ата-Нияз-мехремом» (л. 15 а); «Ушр, выданный Ходжаш-мехремом»194 (л. 16 б); «Ушр, выданный ак-кумскими мюшрифами» (л. 17 б), и т. п. Выдачи зерна, о которых говорится на лл. 22 а— 22 б, называются ин’ам (‘награда’, ‘подарок’), причем не ука­зано, что эти награды или подарки выдаются из ушра195.

Выдаваемое зерно—почти исключительно пшеница; иногда пшеница дается пополам с джугарой.

Размеры всех этих выдач туркменам в общем почти одина­ковы: 40—50 батм. на человека, самое меньшее—30 батм. (всего четыре случая). Есть несколько выдач по 100 и 150 батм. (теке Союнчу—150 батм. (лл. 13 б— 14 а), йомуту Баба Каракчи— 100 батм. (л. 15 а), йомуту подразделения канъёкмаз Абдулле— 100 батм. (л. 16 б), йомуту Дурдычи (***) —100 батм.). Обращает на себя внимание выдача награды (ин’ам) в 1000 батм. пшеницы Эвез-Мухаммед-векилю из племени имрели196 (л. 22 б). Всего по дафтару № 36 туркменам выдано 2680 батм. зерна на 32 человека. В среднем (не считая 1000 батм., полученных Эвез-Мухаммед-векилем) на одного человека приходится 54 батм.

29

№ 33. Записи о расходовании зерна, датированные 1263/1846-47 г. Значительное место занимают выдачи туркменам. Записи построены таким же образом, как и в дафтаре № 36. Почти повсюду указывается, что зерно выдается «из ушра» или «из собранного ушра» (***). Над некоторыми именами указано, что зерно выдано в награду (ин’ам — *** или ***).

[297] Судя по записям на л. 6 б, эти награды выдавались также из ушра197.

Зерно, выдаваемое туркменам,—исключительно пшеница. Размеры выдач в общем те же, что и в дафтаре № 36, но крупных (100 батм. и выше) встречается больше. Минималь­ное количество получаемого туркменами зерна 20 батм. (только два случая) и 30 батм. (1 случай). По 40—60 батм. пшеницы получили 14 человек; по 100 батм. — 8 человек (теке Шах-Мурад (л. 6 б); йомут Анна-Нефес, сын Клыч-Огры-бека198 (л. 6 б); йомут Ходжа-Мурад-сердар (л. 6 б); йомут Аманлык-бек (л. 9 б); йомут Баба Каракчи (л. 13 б); йомут Анна-Кули (л. 13 б); йомут Дурдычи (л. 13 б); сарык Ягмур (50 батм. получил сам Ягмур (л. 27 а), а 50—его жена: *** (л. 13 б).)); по 150—400 батм.—7 человек (младший брат сакара Эвез-Клыча—170 батм. (л. 6 б); гоклен Мурад-Али-хан—200 батм. (л. 12 а); йомут Ата-Мухаммед-сердар199—200 батм. (л. 13 б); йомут (салах) Доли-бек —150 батм. (л. 13 б); йомут Баба-Джеббар—150 батм. (л. 14 а); йомуты Назар-векиль и Берды-Мемет (Sic—***)—по 400 батм. (Назар-векилю и Берды-Мухаммеду выдано два раза по 200 батм. (лл. 9 б и 13 а). Возможно, что это случайное повторение одной и той же записи, что вообще встречается в дафтарах архива.)). Всего отдельными лицами из туркмен получено в 1263 г. х. 3190 батм. пшеницы на 32 человека, или в среднем около 100 батм. на человека.

Дафтар № 33 особенно интересен тем, что в нем наряду с выдачей зерна отдельным лицам записан также отпуск зерна гокленам, переселенным в это время в Хивинское ханство, из расчета 10 батм. на семью. Эти записи сделаны в разные месяцы, по-видимому, по мере прихода отдельных групп гокленов. Ниже они приводятся полностью.

«Вновь пришедшие гоклены. Из подразделения хурте (***) 6 семьям (***) выдано 60 батм. пшеницы (*** — ‘семья’—употребляется здесь в том же смысле, как в русской литературе XIX — начала XX в. «кибитка», «котел».), по 10 батм. [на семью]. 20 семьям из подразделения кызыл, 55 семьям из подразделения тохтамыш, 57 семьям из подразделения джан-курбан—всего 132 семьям —выдано по 10 батм. [на семью], 1320 батм. пшеницы [298] (***) (л. 9 б)» (Итог зачеркнут, и рядом на полях написано- «Две тысячи двести девяносто».).

«В месяце зу-ль-хидже 1263 (XI —XII. 1847) г. 200 вновь пришедшим гокленам Ата-Нияз-мехремом (Букв. «из Ата-Нияз-мехремовских (***), т. е. из батманов (пшеницы) Ата-Нияз-мехрема.) выдано 104 семьям, по 10 батм. [на семью], —1040 батм. пшеницы; петек201 взял Клыч-хан202 (***). Еше одной группе (***) в 20 семей [выдано] по 10 батм. [на семью]—200 батм. пшени­цы. Еще одной группе (***) в 80 семей выдано по 10 батм. [на семью]—800 батм. пшеницы; петек взял Берды, брат Хай­дар-хана (***). Еще 15 семьям из подраз­деления ай-дервиш (Сверху над этим помечена дата: «18-й день месяца зу-ль-хидже, четверг») выдано по 10 батм. [на семью] —150 батм. пшеницы; петек получил Клыч-хан (***). 20-го зу-ль-хидже, в субботу, 140 семьям подразделений кырык и хурте из вновь пришедших гокленов [выдано] по 10 батм. [на семью] —1400 батм. пшеницы, из собранного ушра (***). Вновь пришедшим али-или (***)203 на 6 се­мей выдано по 10 батм. [на семью]—60 батм. пшеницы…

Зерно из Куня-Ургенча, выданное Ата-Нияз-мехремом. 485 семьям подразделения ай-дервиш выдано 4850 батм. пшеницы (л. 11 б) (Рядом на полях написано «8560 батманов». Возможно, это означает, что выдача была повторена.).

Пшеница, выданная Ата-Нияз-мехремом вновь пришедшим гокленам, по 10 батм. [на семью]204.

Подразделение баяндыр (***) —1000 семей. Подразделение ай-дервиш—500 семей. [Подразделение] кырык [во главе с] Мурад-Али-хан[ом]205—772 семьи. [Подразделение] геркез —153 семьи. [Подразделение] джан-курбанлы—30 семей. Подразделение хурте—53 семьи. Подразделение кеик (***) — 8 семей. Подразделение кунгры (***)206—90 семей. [Всего] выдано 26 060 батм. пшеницы.

[300] выдано 200 батм. пшеницы из ушра (л. 12 а)» (После этого записано еще несколько имен: «Баба-Майрык (***) и Йоллы-хан (***)—80 батм. пшеницы. Махтум-Кули — 40 батм. пшеницы, Ады и Ораз-Али—40 батм. пшеницы». Очевидно, все это—гоклены, которые, как и Мурад-Али-хан, получили, в отличие от остальных, большее количество зерна.).

«В год овцы (Т. е. 1263 г. х. В тексте *** (вместо ***). ).

[Зерно], выданное Ата-Нияз-мехремом [в счет поступления] нового зерна будущего года (***). 141 семье Дурды-хана207 [из] подразделения тохтамыш выдано по 10 батм. [на семью]— 1410 батм. пшени­цы. 56 семьям Реджеб-шейха [из] подразделения ак-кель выдано по 10 батм. [на семью] — 560 батм. пшеницы. 20 семьям Гельды (?) [из подразделения] (В тексте как-будто *** переправлено на ***. ) кызыл-курт; 55 семьям Ашур-палвана [из] полразделения янга-кель (***)(Правильно — янги-кель.); 57 семьям Эвлия-Кули-батыра [из подразделения] джан-курбанлы — всего-132 семьям выдано 1320 батм. пшеницы.

234 семьям вновь пришедших гокленов подразделения ай-дервиш Ата-Нияз-мехремом выдано из зерна Куня-Ургенча, кроме ушра (***): [из района] Ушак-бенд (? — ***)208 —220 семьям 2200 батм. пшеницы. Еще из сбора нового зерна (***) выдано 31 семье (?) (л. 55б)»209.

30

№ 81. Записи о расходовании зерна, датированные 1264/ 1847-48 г. (В середине дафтара встречается также несколько записан, датированных 1265 г. х. (лл. 13 а, 69 а, 85 б), но их немного, и ни в одной из них не говорится о туркменах.). Довольно много записей о выдаче зерна туркменам. Упомянутые здесь туркмены, как и во всех остальных списках на выдачу зерна, являются старшинами, носящими различные почетные звания (Записи в дафтарах, посвященных выдаче зерна, очень лаконичны, и различные титулы и звания зачастую отсутствуют. Они устанавливаются при сличении с другими документами архива.). (См. след. документ.)

[301] 31

№ 35. Записи о расходовании зерна, датированные также 1264/1847-48 г. (В этом дафтаре тоже попадаются одиночные записи, датированные 1265 г.х.). Записи о выдаче зерна туркменам в этом дафтаре в значительной своей части дублируют аналогичные списки в дафтаре № 81, поэтому содержание обоих дафтаров рассматривается здесь вместе210. Однако дафтары № 81 и № 35 не полностью дублируют друг друга: некоторые имена туркмен встречаются только в одном из них, ввиду чего оба документа можно считать взаимодополняющими.

Суммируя данные обоих дафтаров по туркменам, полу­чаем следующее. Большинство упомянутых в них туркменских старшин — йомуты (причем они нередко называются только по крупным йомутским подразделениям: «ушак», «окуз» и т. п.), за ними идут чоудоры (также иногда вместо общего названия указывается название подразделения: «бурунджик», «бузачи»). Из других племен фигурируют: имрели — 4 чел. (Аманджик-сердар (***) — № 81, л. 19 б; Баба-Киши— № 35, л. 7 б; Беркели-батыр (***) — № 35, л. 12 б; Баба-ба­тыр — № 35, л. 13 б), теке — 2 чел., ата — 2 чел., гоклен — 1 чел. (Дурды-хан —№ 81, л. 28 б) и сакар — 1 чел. (Эвез-Клыч-бахши — № 81, л. 19 а). Размеры выдач такие же, как в предыдущих дафтарах: наименьший — 30 батм., чаще всего — 50—60 батм., но встречаются и по 100—200 батм. По 100 батм. получили йомуты Бахши (№81, л. 83 б; № 35, л. 11 а), Векиль (Возможно, что бахши и векиль в данном случае не имена, а звания каких-то предводителей, имен которых хивинский чиновник почему-либо не знал или не записал.) (те же листы) и Баба Каракчи (№ 35, л. 16 б), игдыр Одек (? ***)-батыр (№ 81, л. 19 б— 100 батм. проса), теке Шах-Мурад и Гельды. По 160 батм. получили гоклен Дурды-хан (40 батм. кунжута и 120 батм. пшеницы) и бузачи Ходжа-Мурад-юзбаши (здесь просто «Ходжа-Мурад» — № 81, л. 83 б). По 200 батм. получили йомуты Дурды-Клыч(-сердар) (№ 81, л. 20 а), Берды-Мухаммед-бек, Назар-векиль и Ата-Мухаммед-сердар (№ 81, л. 88 б).

Особо следует отметить две интересные записи. Прикоче­вавшим (***) 30 семьям текинцев во главе с Хал-[302] Нефес-аталыком Мухаммед-Эмин-юзбаши выдал в награду (ин’ам) из зерна, собранного с земли хассе, 500 батм. пшени­цы (№ 81, лл. 18 а и 85 б (На л. 85 б под датой «1265 [г.], мухаррем» записано: «Ходжаш-мехрем-выдал прикочевавшим 30 семьям текинцев под начальством Хал-Нефес-аталыка 500 батм. пшеницы», однако эта запись зачеркнута и вверху написано: «Выдал Мухаммед-Эмин-юзбаши». На л. 18 а записано (без даты): «30 семьям во главе с теке Хал-Нефес-аталыком с земли хассе выдано 500 батм. пшеницы в награду (***)».); № 35, л. 12 б). Тем же Мухаммед-Эмином-юзбаши из ушра, собранного с мульковых земель, было, выдано йомуту Клыч-Огры-беку 1000 батм. пшеницы (№ 81 л. 18 а; № 35, л. 12 а).

В большинстве случаев указывается, что выдачи производятся из ушра, причем чаще всего собранного с земли хассе (иногда стоят пометки «из ушра с земли хассе», но обычно просто «с земли хассе» (Из сопоставления дафтаров № 81 и № 35 явствует, что это просто сокращенная форма записи.)). Почти всюду отмечено, что зерно дается «в награду» (ин’ам: ***). Выдаваемое зерно, как и в предыдущие годы, —почти исключительно пшеница, но в рассматриваемых двух дафтарах появляется несколько большее количество других видов зерна: проса, кунжута и джугары (Так, ушак Ады-бек получил 15 батм. пшеницы и 15 батм. проса (№ 81, п. 19 б); йомут Абдулла (из подразделения канъёкмаз) получил 30 батм. кунжута и 20 батм. проса (№ 35, лл 12 а, 20 б); йомут Кызыл-палван получил 15 батм. пшеницы, 15 батм. джугары и 10 батм. проса (№ 35, л. 14 б).).

В общей сложности по дафтарам №81 и №35 туркменам за 1264/1847-48 г. было выдано 4980 батм. зерна, или, не считая 500 батм., выданных 30 семьям Хал-Нефес-аталыка 4480 батм. на 49 человек; в среднем — по 72,5 батм. на человека (не считая 1000 батм. Клыч-Огры-бека).

32

№ 56. Записи о расходовании зерна за 1265/1848-49 г..

Записей о выдаче зерна туркменам в этом дафтаре значи­тельно меньше, чем в предыдущих. Возможно, это объясняет­ся тем, что здесь вообще довольно скудны сведения о рас­ходовании собранного зерна. Размеры выдач: от 20 до 200 батм. [303] (только пшеница) (По 20 батм. получили 3 чел., по 200 батм. — 2 чел., остальные — по 50 — 80 батм.). Повсюду есть пометка «в награду» (***). Особо интересны следующие записи: из ушра, собранного с ханской усадьбы (хаули) в Рафанике, теке Джума-Ниязу выдано 70 батм. пшеницы (л. 2 б); из ушра, собранного с ханской усадьбы в Гульбан-баге, выдано в награду йомутам Назар-векилю и Берды-Мухаммед-хану по 200 батм. пшеницы (л. 8 б). Всего по дафтару № 56 выдано 860 батм. зерна двенадцати туркменам.

33

№ 82. Записи о расходовании зерна за 1266/1849-50 г. (Местами встречаются также отдельные записи, помеченные 1267 г.х.)  Как и в предыдущем дафтаре, случаи выдачи зерна туркменам немногочисленны. Однако данный дафтар почти целиком— с очень небольшими дополнениями — дублирует дафтар № 39, ввиду чего их необходимо рассматривать вместе.

34

№ 39. Записи о расходовании зерна за 1266/1849-50 г. (Местами встречаются записи, датированные 1267 и 1268 гг. х., но не имеющие отношения к туркменам.) Составлены так же, как и во всех предыдущих дафтарах.

Из туркмен, получивших зерно в 1266 г. х., преобладают чоудоры разных подразделений (абдал, бурунджик, бузачи, кара-чоудор, игдыр); на втором месте — йомуты. Кроме того, упоминаются два имрели (Баба-Киши — № 39, л. 20 а —и Ходжа-Менгли—№ 39, л. 21 б; № 82, л. 30 а), два гоклена (Мехми кеик — № 39, л. 22 а; №82, л. 30 а —и Шарау (***)211 — № 82, л. 26 б) и один ата (сын Анна-Курт-сердара — № 82, л. 57 б).

Большую часть зерна составляет пшеница, однако наряду с ней выдается довольно много риса (По 25 батм. шали (неочищенного риса) и 25 батм. пшеницы было выдано 12 чоудорам.) и джугары. Почти везде указано, что зерно выдается из ушра, причем в большинстве случаев выдачи производятся «в награду» (ин’ам). Всего за 1266/1849-50 г. туркменам на 47 человек выдано 2515 [304] батм. зерна, т. е. в среднем по 53,5 батм. В этом году записано только 5 выдач по 100 батм. (чоудорам Ходжа-Берды и Коч-Мухаммеду-юзбаши, йомутам Доли-беку и Аманлык-беку и гоклену Мехми кеику).

Несколько особняком стоит следующая запись, сделанная в 1266 г.х.: «Али-или Нияз-Кули-юзбаши за одного раба и одного коня (***) выдано 400 батм. пшеницы и 400 батм. джугары» (№ 82, л. 26 б). Запись почему-то зачеркнута212.

35

№ 84. Записи о расходовании зерна за 1267 и 1268 (1850-51 и 1851-52) гг. Упоминаний о выдаче зерна туркменам очень мало. Везде эти выдачи названы «наградой» (ин’ам). В 1267 г. х. награды получили следующие лица из туркмен: йомут Назар-векиль — 200 батм. пшеницы (л. 11 а); Яр-Мухаммед, салор, —100 батм. пшеницы; теке (имя неразборчиво)—100 батм. джугары (л. 55 б); теке Ак-Мухаммед[-сердар]213—100 батм. пшеницы (л. 98 а); йомуты из подразделения окуз: Мухаммед-Вели — 50 батм. и Суфи — 30 батм. пшеницы (л. 98 а); имрели Беркели-батыр — 40 батм. пшеницы; карадашлы Анна-Эвез— 60 батм. пшеницы (л. 98 б). Таким образом, за 1267/1850-51 г. отмечена выдача зерна только 8 туркменам, всего 680 батм.

Кроме того, имеется запись о выдаче зерна, датированная 1268/1851-52 г.: йомуту из подразделения кара-чока Анна-Кули Кору (В тексте: ***) было выдано 500 батм. пшеницы и йомуту Нияз-Кули из подразделения бага — 50 батм. пшеницы (л. 94 а).

36

№ 83. Записи о расходовании зерна за 1268/1851-52 г. (В нескольких местах есть отдельные записи, датированные 1269/1852-53 г.). Случаев выдачи зерна туркменам немного; почти везде есть пометка «в награду». Почти всюду указывается также, что выдача производится из зерна, собранного с земли хассе (иногда помечено: «из ушра»), и в одном случае (л. 4 а)—из зерна, собранного с ханской усадьбы (хаули) в Гульбан-баге. Преобладают крупные размеры выдач (100—150 батм.); только в одном случае 5 человекам, «пришедшим с Гюргена» (племенная [305] принадлежность не указана), выдано по 8 батм. (л. 40 б). Упоминаются главным образом йомуты, затем имрели, гоклены и один чоудор. Список туркмен, получивших зерно, следующий: йомут Назар-векиль — 200 батм. пшеницы (л. 4 а); йомут Байрам — 70 батм. пшеницы (л. 24 а); кара-чока (йомут) Анна-Мухаммед-уста — 70 батм. пшеницы (л. 40 а); гоклен Хаджим— 200 батм. пшеницы; ушак (йомут) Бай-Мурад-сердар—100 батм. пшеницы (л. 40 б); «пришедшие с Гюргена» Мухаммед Тувак, Союн, Берды, Юсуф и Нияз Тувак — 40 батм. пшеницы на пятерых (л. 40 б); имрели Ата-Нефес — 50 батм. пшеницы (л. 41 а); гоклен Полад кеик — 40 батм. пшеницы (л. 41 а); имрели Эвез-Махмуд Кель — 150 батм. пшеницы (л. 42 б); имрели Сафар-Али-хан — 70 батм. пшеницы; чоудор Ходжа-Мухаммед[-юзбаши] — 100 батм. шали и 150 батм. пшеницы; имрели Ата-Нияз-хан — 150 батм. пшеницы (л. 53 а); окуз (йомут) Шукур-Берды джарчи214 —40 батм. джугары (л. 57 а). Всего по этому дафтару в 1268 г. х. выдано 17 туркменам 1430 батм. зерна (почти исключительно пшеницы).

Кроме того, в той же тетради на внутренней стороне обложки имеется запись о выдаче 11000 батм. пшеницы из ушра текинцам, прикочевавшим из района Кандум-кала (***). Запись эта не датирована, но ее следует, по-видимому, отнести к концу 1271 или к 1272 (1855) г.215.

37

№ 58. Дафтар, в котором на л. 2 б стоит заголовок: «Зерно 1272 (1855-56) г.». Однако в отличие от всех предыдущих тетрадей здесь очень мало записей о выдаче собранного зерна туркменам; упоминаются всего 3 человека: сын сарыка Эвез-Нияза, Ноубат — 40 батм. пшеницы (л. 3 а); сарык Худай-Берды — 50 батм. пшеницы (л. 8 а); чоудор Палван-Назар — 60 батм. пшеницы (л. 23 б). Вместе с тем на л. 15 а имеется следующая интересная запись: «Орус-кошчи Ата-векилю выдано на пшеницу (или «вместо пшеницы» — ***) 40 тилля (Перед «орус-кошчи» написано: ***). Ушаку Алты-баю выдано на пшеницу (***) 20 тилля» 216.

[306] Остальные записи в этом дафтаре, касающиеся туркмен, посвящены выдаче различных наград и жалованья в денежной форме и поэтому рассматриваются в следующем разделе.

5. ЗАПИСИ О ВЫДАЧЕ ДЕНЕГ И ПОЧЕТНОЙ ОДЕЖДЫ

38

№ 59, лл. 7 б, 127 б—129 б,132 а, 133 а. Дафтар № 59, как говорилось выше, датируется в целом 1240—1241/1825—1826 гг. На л. 7 б в списке лиц, получивших в 1240/1825 г. денежные награды — большей частью по 5 тилля,—значится Кака-сердар- (***), известный предводитель йомутов (подразделения ушак), получивший также 5 тилля (Кроме Кака-сердара, в этот список занесены, в частности, Бахши (?), казах Танг-Атар, казах Рахман-Кули-бий, Бильбиль урус, Николай урус (!—***) и др.). На л. 127 б помещен список йомутов (подразделений салах, окуз и орус-кошчи), которые участвовали в походе Торе-джана к Мешхеду и в месяце зу-ль-ка’да получили по 10 тилля каждый217. Пере­числено всего 10 человек (В конце списка значатся еще 2 чел. из племени имрели, но их имена перечеркнуты.). На л. 128 а и сл. после даты «1241» эти списки продолжаются, причем они состоят исключительно из йомутов разных подразделений. Все они получают по 10 тилля, и только на л. 129 а значится несколько человек, получивших по 9 тилля. На л. 132 а помещен аналогичный список туркмен-имрели, озаглавленный: «[Список] имрели, у которых погибли лошади в мешхедском походе с Торе-джаном» (***). В списке —11 туркмен-имрели, все они получили по 10 тил­ля. На л. 133 а помещены три чоудора, также получивших по 10 тилля.

Все эти списки, как явствует из заголовка на л. 132 а, заголовков аналогичных списков на предыдущих листах тетради (Например, на л 86 б (***).) и некоторых пометок в самих списках (л. 129 б), посвящены раздаче вознаграждения нукерам за павших в походе лошадей.

[307] Интересно, что в ряде случаев деньги получают не са­ми нукеры, а их старшины, а иногда родственники. Так на л. 128 а записано: «10 тилля Ахмеда выданы аталыку218. 10 тилля Анна-Сеид[а] выданы аталыку» (***). На л. 128 б «Окуз Берды-Нияз — 10 тилля; взял бахши (***)… Ушам Ходжа-Нефес — 10 тилля; взял Сеид-Нияз219. Ушак Ораз— 10 тилля; взял Сеид-Нияз… Ушак Берды —10 тилля; взял Сеид-Нияз… Ушак Ата-Нияз—10 тилля; взял Кака-сердар (***)(Такое написание имени «Кака-сердар» встречается в ряде документов.)». На л. 129 а: «Младший брат Курбан-Нияз-палвана, Сеид-Кули получил 10 тилля; взял [его] брат (***). Ушаку Вели-батыру Этилля; взял Сеид-Нияз… Ушаку Рузим-Баба—9 тилля; взял Сеид-Нияз».

39

№ 26. Лл. 76 б—82 а — списки лиц, получивших денежные вознаграждения по случаю ранения, гибели или ранения их лошадей, а также за доставку пленников, голов и т. п. (в 1264/1847-48 г., в боях под Мервом и в других местах; в частности, упоминается сражение у Бала-Мургаба, л. 82 а). Большинство в этих списках — туркмены различных племен. Вознаграждение за ранение — большей частью 2—3 тилля; иногда за тяжелое ранение (***) — 20 тилля (л. 76 б). За ранение или гибель лошади — обычно 20 тилля (Примеры записей приведены П. П. Ивановым (Архив,стр. 173—174).).

На лл. 77 б и 80 б имеются также списки лиц (почти исключительно туркмен), лошади которых были ранены или убиты, без указания полученного ими вознаграждения.

Л. 87 а — список, озаглавленный: «Реестр денег, выданных сердарам, участвовавшим в чапауле (***)». Приводим этот список полностью:

«Карадашлы Мухаммеду-Дурды за одного пленника (***) выдано 3 тилля. Имрели Кара-батыру за одного пленника выдано 3 тилля. За одного пленника [имрели] Баба-Киши (Племенная принадлежность определяется по записям в дафтарах № 39, л. 20 а и № 35, л. 7 б.) выдано 2 тилля. За двух пленников карадашлы Анна-Эвеза выдано 4 тилля. За пленника орус-кошчи Курбан- [308] Клыча… (Далее одно слово неразборчиво.) выдано 2 тилля. За четырех пленников карадашлы Курт-Мухаммед-бая выдано 8 тилля. За одного пленника имрели Хасан-Мурада выдано 1 тилля».

Лл. 88 а—91 б, 96 б —списки лиц, получивших денежные вознаграждения за ранения, за доставленные головы, пленников, лошадей и т. п. во время мервского похода 1268/1852 г. В списках значатся почти исключительно туркмены (Наряду с туркменами встречаются еще джемшиды и каракалпаки.) разных племен: йомуты, имрели, гоклены, чоудоры, ата, сакары и др.

 

<<<ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА      В НАЧАЛО     ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ >>>

 

ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ ПРЕДОСТАВЛЕН ДЛЯ ОБРАБОТКИ И ПУБЛИКАЦИИ САЙТОМ ВОСТОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

173 Иванов отнес дафтар № 57 в раздел «Поступление зерна и его расходование» и не упомянул о том, что здесь имеются и списки нукеров (см. Ива­нов, Архив, стр. 97—98). В самих списках нет никаких указаний на то, что они являются списками нукеров (слово нукер ни разу не встречается). Однако это легко устанавливается при сопоставлении со списками в дафтаре № 5. Имена узбекских военачальников в основном те же (иногда записаны в иной последовательности). Числа, обозначающие количество нукеров, большей частью не совпадают с числами в дафтаре № 5, причем расхождения иногда незначительны, а иногда довольно велики, например на л. 6 а: Мухаммед-Нияз, сын Мухаммед-хана — 5 [нукеров]. Ата-Нияз-мехрем — 29. Ходжаш-мехрем — 379. Рахматулла-мехрем—149. Курбан-Нияз-ясаулбаши — 378. Мухаммед-Нияз-ясаулбаши — 237. Хал-Мухаммед-бай—18. Мюшриф Мухаммед-Нияз-бай — 7. Абдулла Кара-коз — 20. Ахмед-бек — 221. Вейс-бай—154. Салих-аталык — 31. Бек-Нияз-диванбеги — 48. Мехтер-ака — 24. Кушбеги-ака — 347, и т. д (ср. соответствующие списки в дафтаре № 5, — Иванов, Архив, стр. 156—158) Зато числа, обозначающие количество нукеров-туркмен, полностью совпадают с соответствующими числами в дафтаре № 5 (не считая некоторых дополнений).

174 Чакмак — одно из двух подразделений, на которые делится род бурунджик (чакмак и худаберды, — см. Карпов, Этнический состав, стр. 147).

175 Джунейт-юзбаши, Эвез-юзбаши, Абдурахман-юзбаши и Бекеш-халифе— хивинские военачальники, которые, очевидно, доставили заложников от текинцев Ахала.

176 Буквально запись значит «гокленские ата, ходжа, шихи» По-видимому, племена ата и ших причислены здесь к гокленам, наряду с гокленским подразделением ходжа.

177 Нияз-Кули-юзбаши— предводитель племени али-или (см. прим. 28). Кара-сердар в других документах не встречается.

178 Вероятнее всего, игдыры из племени чоудор, а не из йомутов.

179 Список, по-видимому, показывает туркмен-арабачи, получивших землю, где-либо в Хивинском ханстве, так что он скорее должен быть отнесен к предыдущему разделу нашего описания. Но так как в самом списке на это нет никаких указаний, то пришлось включить его в настоящий раздел.

В 1846 г., как говорилось выше (см. стр. 27), в связи с обводнением тер­ритории к югу от Дарьялыка происходила раздача земель различным туркменским племенам; возможно, что приведенная здесь запись связана именно с этими событиями.

180 Аман-Мирза-юзбаши —начальник 16 нукеров в 1240, 1242 и 1247 гг. х. (см. дафтары № 59, л. 24 а; № 5, л 187 б, № 57, л. 12 б).

181 Майли-юзбаши, возможно, идентичен Байли-юзбаши из «хасан-или чоудоров», уже упоминавшемуся неоднократно.

182 Ташки в чоудорском произношении — дышки (см. ПМ, № 54, а также Карпов, Этнический состав, стр 146).

183 У Карпова (Этнический состав, стр 146), очевидно, неправильно: «алты и мара». Это одно из двух основных подразделений бузачи.

184 Коч-Мухаммед-юзбаши упоминается в других документах архива за 1262—1266 гг. х. (1846—1850 гг). № 39, л. 21 а; № 81, л. 13 б; № 35, л. 7 б; № 56, л. 67 б; № 82, лл. 2 а, 17 а

185 Шир-Мухаммед-юзбаши — начальник 60 нукеров в 1240/1825 г. (даф­тар № 59, л. 24 а).

186 Дели (в туркменском произношении деэли)—одно из основных под­разделений абдалов; по Карпову (Этнический состав, стр. 153)— дали.

187 Курбан-Гельды-юзбаши — начальник 133 нукеров в 1242/1827 г. и 151 нукера в 1247/1830-31 г. (дафтар № 5, лл. 181 б—182 б, 189 а; № 57, лл. 12 б, 13 а, 13 б).

188 По-видимому, этот же Мухаммед-Нияз-юзбаши упоминается в дафтарах № 76, л. 28 б (1272/1856 г.) и № 64 л. 6 б (1274/1858 г.). В 1863 г. он был послом к хивинцам от восставших чоудоров (МИТТ II, стр. 609 — «Мухаммед Нияз Пайтек»). Произношение петек подтверждают списки Г. И. Карпова, согласно которым это — название одного из мелких родовых подразделений бурунджиков (в подразделении худаберды); см. Карпов, Этнический состав, стр. 147.

189 Эвез-Мухаммед-юзбаши упоминается в документах архива в 1262/ 1846 г. (№ 39, л. 20 а).

190 По-видимому, «люди» Нефес-сердара не относятся к числу «людей Ата-векиля».

191 Ата-векиль, Назар-векиль и Нефес-сердар — предводители йомутов из подразделения орус-кошчи, которые в марте 1867 г. во время восстания йомутов перешли со своим родом (в количестве 300 кибиток) на сторону хивинского хана и были поселены отдельно от остальных йомутов, в районе Наймана (см. МИТТ II, стр. 615; Ибрагимов, стр. 139). Ата-векиль был сыном предводителя орус-кошчи Ходжа-Нияз-векиля (Баяни, л 371 б); после его перехода на сторону Хивы он упоминается в документах архива неоднократно: он получает крупные подарки в виде денег и почетной одежды, получает конук для своих всадников и т. п.

По аналогии с другими списками такого же рода, имеющимися в архиве, можно полагать, что под «людьми» (***) здесь подразумеваются вооруженные слуги, личная охрана упомянутых лиц. В других документах архива такие люди называются также «слуги» (хидметкар) или «нукеры-слуги». Данный список позволяет думать, что и у видных туркменских предводителей (как Ата-векиль) размеры личной вооруженной охраны в это время еще были ничтожны даже по сравнению со средними узбекскими феодалами-сипахи. Конечно, на основании одного лишь этого списка сделать какой-либо окончательный вывод нельзя, так как не может быть уверенности в том, что списки являются полными, и неизвестно их назначение.

192 Такого рода пособия зерном выдавались иногда перекочевавшим в Хивинское ханство туркменам (см. ниже, дафтар № 33). Однако о перекочевке гокленов в 1247 г. х. у нас нет сведений.

Какой именно район под названием Аяк имеется в виду, невозможно определить. Вообще слово аяк в хивинской географической номенклатуре зна­чит «нижний» и всегда соединяется с каким-либо названием (Аяк-Рафаник, Аяк-Сырчалли, Аяк-Уаз и т. п.).

193 Старики-атинцы в Турткульском районе еще сохранили воспоминание об Аннагурт-сердаре (туркменское произношение имени Анна-Курт), который жил при Медемин-хане (Мухаммед-Эмине); по словам одного из стариков, Аннагурт-сердар из подразделения кепче был предводителем всего племени ата (см. ПМ, № 45, 46).

194 Ходжаш-мехрем выдал зерно почти исключительно туркменам.

195 На л. 16 б есть заголовок «Ушр, выданный Рахматуллой-ясаулбаши», а на л. 22 а — «Награды (***), выданные Рахматуллой-ясаулбаши»; так же на л. 22 б: «Награды, выданные Мухаммед-Эмином-юзбаши» (ср. л. 14 б). Должно быть, на этом основании П. П. Иванов заключил, что «эти выдачи не имеют отношения к ушру» (Иванов, Архив, стр. 102). Однако в других дафтарах в ряде случаев указывается, что награды (ин’ам) также выдаются из собранного ушра.

196 Эвез-Мухаммед-векиль позднее возглавлял восставших имрели (в 1272/1856 г.—МИТТ II, стр. 567; Баяни, л. 371 а и сл.) и в месяце раби I 1273 (ноябрь 1856) г. «со своими сородичами и близкими откочевал в Карры-кала» (МИТТ II, стр. 579).

197 Теке Шах-Мурад (сын Союнча, получившего в 1262 г. х. 150 батм.) получил из ушра у трех разных мюшрифов в общей сложности 100 батм. пшеницы (57+10+33); под этими записями подведен итог: «[Всего] выдано 100 батм. пшеницы в награду (***)».

198 Клыч-Огры-бек — один из предводителей рода салах (см. Архив Куна, оп. 1, № 112, л. 4 б). Его звание указано только в этом дафтаре; в других документах он записан просто как «Клыч-Огры». В документе № 116 (см. ниже, стр. 335—336 и прим. 291) он упомянут как начальник отряда в 200 всадников из верхних йомутов, выступавший против Ата-Мурад-хана. Упоминается Баяни (л. 436 б) в числе предводителей восставших йомутов в 1867 г.

199 В одной из корреспонденции из Хивы в «Туркестанских ведомостях» за 1873 г. сообщается, что после занятия Хивы русскими войсками «влиятельный в среде туркмен» Ата-Мамат-сердар, ушак, приходил к русским войскам в Газават якобы для переговоров, а на самом деле с целью разведки (Н. М-в, Из действующего отряда, —ТВ, 1873, № 36).

200 По сообщению Агехи, гоклены-переселенцы «вступили на территорию Хорезма» только в начале мухаррема 1264 г. х. (МИТТ II, стр. 511). Как видно из приводимых здесь записей, на самом деле они были в Хорезме уже в середине зу-ль-хидже 1263 г. х.

201 Петек (***, в другом месте— ***)— в данном случае, должно быть, записка или квитанция (что-то вроде «накладной»), которую Ата-Нияз-мехрем дал Клыч-хану для получения из ханского амбара указанного количества зерна. Очевидно, предводитель родового подразделения распределял затем полученное им зерно между отдельными семьями.

202 Клыч-хан и упоминаемый далее Хайдар-хан были, по данным К. Боде, предводителями подразделения керрих (в списке Г. И. Карпова — кирик, по документам архива — кырык), которые ушли в Хиву с 200 семейств (Боде, Очерки, стр. 68).

По рассказам гокленов, записанным в Ташаузской области С. Дурдыевым, Хайдар-хан, поссорившийся с хивинским ханом, был убит по распоряжению последнего, и тогда его сын увел гокленов из Хивинского ханства «в свой юрт» (см. Дурдыев, стр. 75).

203 Очевидно, какая-то часть племени али-или, кроме тех, которые были переселены в Хорезм в 1830 г., еще оставалась на юге; упомянутые 6 семей, как видно из текста, пришли вместе, с гокленами. Должно быть, в Южной Туркмении они жили где-то рядом с гокленами.

204 Эта запись, по-видимому, подводит итог всем предыдущим выдачам.

205 Мурад-Али-хан упоминается К. Боде как предводитель всего подразделения керрих, или керик (т. е. кырык), — см. Боде, Очерки, стр. 66, 92; Боде, О туркменских поколениях, стр. 212, Интересно, что Боде на основании сведений, полученных от гокленов на Гюргене, указывает значительно меньшее число семей по родовым подразделениям, чем записано в этом документе (баяндыр — всего 700 семей, из которых 500 в Хиве; кырык — от 600 до 700 семей, из которых 200 в Хиве).

206 У Г. И. Карпова (Этнический состав, стр. 79 а)—«кингир (кунгур)».

207 Дурды-хан в 1858 г. был одним из предводителей (беков) гокленов в районе Карры-кала (Абду-с-Саттар, стр. 0100, 0102, 0123); к этому времени гоклены откочевали из Хорезма.

208 Чтение сомнительное. Быть может, следует читать ***— «из ашакских», т. е. из поселившихся (или проживающих) в Ашаке (см. прим. 170).

Слова «кроме ушра» показывают, что в ханские амбары, которыми заведовали мюшрифы, собирались натуральные поступления не только в форме ушра (например, натуральная арендная плата от испольщиков — ярымчи — и других арендаторов на ханских землях, зерно из ханских усадеб — хаули, обрабатывавшихся рабами).

209 В последней фразе, очевидно, пропущено количество зерна. В целом текст последнего абзаца неясен.

210 Причины такого дублирования, которое, как говорилось выше, встре­чается и в некоторых других документах архива, установить трудно. Быть может, здесь можно видеть своеобразную «двойную бухгалтерию», которой занимались хивинские чиновники, не отличавшиеся, как известно, бескоры­стием: записывая дважды одну и ту же выдачу зерна, они получали возможность присваивать разницу между записанным и фактически выданным количеством. Возможно, впрочем, что некоторые дафтары почему-либо переписывались.

То, что при совпадении имени получателя зерна в обоих дафтарах речь идет обычно об одной и той же выдаче — несомненно: совпадает не только количество зерна, но и имя чиновника, который его выдавал, а также месяц выдачи (когда он помечен). Рассматривая же в целом все документы, посвященные расходованию зерна, нетрудно убедиться, что такого рода выдачи одному человеку (мы имеем в виду туркмен), за крайне редкими исключениями, производились только раз в год.

211 Баяни (лл. 359 б—360 а) под 1855 г. упоминает гоклена Шарау-батыра (***); закаспийские туркмены говорили А. Н. Самойловичу о Шарау-хане (Абду-с-Саттар, стр. 0123). Возможно, что всюду речь идет об одном и том же лице.

212 Дафтар № 39 интересен тем, что содержит наиболее полный список районов, из которых поступало зерно в ханские житницы; этот список в основном приведен П. П. Ивановым (Архив, стр. 114—115). За 1266/1849-50 г. документы отмечают наибольшее поступление зерна по сравнению с другими годами: около 110 тыс. батм. (в 1264/1848 г. — по дафтару № 35 — немногим более 90 тыс. батм.). В дафтарах № 39 и 82 также впервые упоминается поступление зерна из районов, население которых было главным образом туркменским: Кандум-кала—1300 батм. пшеницы, Аяк-Уаз (***)— 1500 батм. пшеницы и 1500 батм. проса, Кара-Иылгын — 200 батм. пшеницы и 20 батм. кунжута (№ 39, л. 5 б; № 82, л. 23 б), а также Кызыл-такыр. Нельзя, однако, утверждать, что это зерно было собрано именно с туркменского населения: на освоенных в 1848—1849 гг. землях к югу от Дарьялыка было и узбекское население (см. Брегель, Расселение, стр. 256).

213 По словам Н. Гродекова (стр. 67, 68), Ак-Мухаммед-сердар был ханом у ахальских текинцев в конце 50-х годов XIX в., после смерти Кара-Оглана-онбеги.

214 О значении звания джарчи (‘глашатай’) у туркмен см. Самойлович, Этнографические мелочи, стр. 124—125.

215 Агехи говорит о нападении йомутов в 1271/1855 г. на теке, проживав­ших в районе Кандум-кала (МИТТ II. стр. 547). Должно быть, после этого нападения теке откочевали в Уаз, так как в 1272 г. х. Агехи говорит уже о теке, проживавших в Уазе (МИТТ II, стр. 553).

216 После 1272/1855-56 г. в документах архива нет записей о приходе и расходе зерна. М. Ю. Юлдашев на основании этого дафтара сделал вывод, что «ханский дворец с 1272 (1855-56) г. переходит от натуральных расходов к денежным» (Йулдошев, 315-бет). Действительно, приведенная здесь запись как будто подтверждает это положение (туркмены вместо зерна получают деньги на зерно, причем это особо оговаривается, — по-видимому, как нововведение). И все же его нельзя считать доказанным, так как отсутствие более ранних дафтаров с записями денежных расходов может просто объясняться тем, что такие дафтары не сохранились.

Прекращение «награждения» туркменских старшин зерном следует объяснить скорее всего начавшимся как раз в 1272/1855-56 г. туркменским восстанием, продолжавшимся с небольшими перерывами более десяти лет. Отсутствие же записей о приходе зерна с этого года объясняется, очевидно, расстройством управления и хозяйственной разрухой, последовавшими в результате того же восстания. Впрочем, не исключено, что дафтары с более поздними записями этого рода просто могли быть утеряны.

Выдача денег Ата-векилю в то время, когда уже началось восстание туркмен, объясняется тем, что род орус-кошчи не сразу примкнул к восстанию (см. выше, стр. 205—206). Алты-бай, по-видимому, — один из предводителей ушаков, который в 1858 г. был в числе вождей восставших туркмен (см. МИТТ II, стр. 589—590 — «Атлы-бай»).

217 «Торе-джан» — Рахман-Кули-торе. Его поход в Хорасан окончился в рамазане 1241/апреле 1826 г. (см. МИТТ II, стр. 434); следовательно, вознаграждение уплачивалось после окончания похода.

218 Нам не встречалось слово аталык, в качестве собственного имени (хотя это наблюдается в отношении таких слов, как батырсердарханбекбахши). Возможно, что у какого-либо старшины его звание аталык превратилось в прозвище, под которым он был известен, и заменяло, таким образом, имя. Однако возможно и то, что хивинский чиновник, составлявший список, не записал имя предводителя, носившего звание аталык. Наконец, следует отметить предыдущую запись: «Младший брат Бегенч-муллы-аталыка, Ораз— 10 тилля»; быть может, именно этот Бегенч-мулла-аталык назван затем сокращенно просто «аталык».

219 Предводитель ушаков по имени Сеид-Нияз упоминается у Агехи (МИТТ II, стр. 425).