Хорезмские туркмены в XIX веке
40
№ 62, л. 24 б. В списке различных должностных лиц, получивших денежные награды, имеется заголовок: «Йомуты» (***). Указаны всего два человека: Берды-Мухаммед-хан и Назар-векиль 220; каждый из них получил по 8 тилля.
Список датируется началом 1270-х гг. х. [серединой 50-х годов XIX в.) (См. Иванов, Архив, стр. 205.).
41
№ 63, лл. 62 а—52 б. В списках должностных лиц, получивших денежные награды, — датирован 1273/1856-57 г. — на л. 62 а имеется заголовок: «Заложники-чоудоры» (***). В списке —21 человек, из всех пяти основных подразделений чоудоров (абдал, кара-чоудор, игдыр, бурунджик, бузачи). Размер денежных наград нигде не указан.
42
№ 64, лл. 50 а—51а, 52 б, 53 а, 55 б, 62 б. Такие же, как и в двух предыдущих дафтарах, списки получивших денежные награды; датированы 1274/1857-58 г. На л. 50 а заголовок: «Заложники-чоудоры» (***), после чего на лл. 50 а—51 а следует тот же список, что и в дафтаре № 63 (21 человек), но с указанием размера награды. Приводим список полностью: [309] «Ходжа-Мухаммед-юзбаши, абдал (Названия родовых подразделений написаны везде над именами.), — 20 тилля. Ай-Назар-махдум, абдал, — 4 тилля. Торе-бек, абдал, — 4 тилля. Хал-Назар221 —10 тилля. Палван-Назар — 4 тилля. Адина-Назар—4 тилля. Матай (***) — 4 тилля. Мухаммед-Джума222 — 4 тилля (л. 50 а). Кара-чоудоры: Торе-бек — 4 тилля; Четик-юзбаши—5 тилля; Хал-Дурды — 4 тилля; Курбан — 3 тилля. Сабыр, игдыр, — 4 тилля. Хан-Тимур — 4 тилля (л. 50 б). Рахим Керенг (? ***) — 4 тилля (В дафтаре №63 указано, что Хан-Тимур и Рахим (в №63 — ***)— также игдыры.). Хаким-юзбаши, бурунджик, — 4 тилля. Кул-Мухаммед — 4 тилля. Ганчи-бек (***) — 4 тилля (По дафтару № 63 последние два лица — также бурунджики ). Кутлуг-Мурад-хан Хор (***) (В дафтару № 63, очевидно, правильнее Кутлы-Мурад Канхор (***, т. е. букв. ‘кровопийца’).), бузачи,—4 тилля. Ходжа, сын Нур-Мухаммеда — 5 тилля. Союнч Каракчи — 5 тилля (Последние двое, по дафтару № 63, — также бузачи.) (л. 51 а)».
На л. 52 б среди различных узбекских чиновников значится Балли-теке, которому выдано 10 тилля. На л. 53 а среди других отмечены йомут Назар-векиль и теке Сахат, которым также дано по 10 тилля. На л. 55 б в списке слуг (***) эмир аль-умара-торе последними перечислены 6 чел. из племени салор (Нияз-Мухаммед-инак (!), Яр-Мухаммед-Селим (?), Хал-Мурад, Ай-Мухаммед, Эвез и Оде-Нияз), которым выдано по 5 тилля. На л. 62 б имеется заголовок: «Али-или»; перечислено 7 человек, которые получили от 1 до 5 тилля: «Джехан-Кули, сын Нияз-Кули-юзбаши — 5 тилля. Мехми, сын Сулейман-Кули — 5 тилля. Аба, сын Нияз-Кули — 5 тилля. Сеид-Назар, сын Хал-Назара223 —4 тилля. Аман-Дурды, сын Мехми — 5 тилля. Ходжа-Кули, сын Анна-Полада — 2 тилля. Мухаммед-Берды-бек, сын Мехми-бека — 1 тилля».
43
№ 76. Книга денежных доходов и расходов за 1272/1855-56 г. (П. П Ивановым (Архив, стр. 124) указан ошибочно 1273 г. х.). Основную часть расходных записей составляют ведомости на выдачу денежного содержания (конук)224 и [310] одежды (серпай), а также различного рода наград туркменским нукерам. Приводим некоторые наиболее характерные записи. «Али-или Аба в качестве конука (***) на 1 день выдано 5 тилля» (л. 4 б). «54 всадникам, прибывшим с теке Сахатом, выдано 180 тилля на 20 дней, по 9 тилля на каждый день» (л. 4 б). «18 всадникам теке во главе с сыном Нефес-бека выдано в качестве конука на 18 дней 54 тилля, по 3 тилля в день» (л. 5 б). «72 всадникам теке Сахата в качестве конука на 10 дней выдано 120 тилля» (л. 6 б). «Начиная с воскресенья 21-го рамазана, семи чоудорам выдан конук по 1 тилля в день. За 5 дней выдано 5 тилля» (л. 9 а). «Сахату в качестве двухдневного конука (***) выдано 2 тилля 3 теньга» (л. 12 б). «Ходжа-Нияз-векилю выдано 15 тилля» (л. 13 а). «Гоклену Берды-Мухаммед[-хану?] выдано 15 тилля» (л. 14 а). «Текинцам из Кара-яба225 — 200 всадникам во главе с Мухаммед-Назар-сердаром и Курбан-Дурды-сердаром в качестве конука на одну ночь (***) выдано 15 тилля» (л. 16 б). «1120 всадникам Балли-теке в качестве конука на 3 дня выдано 563 тилля. В тот же день Беки-кашикчи226 на конук [для]*1120 текинцев на 4 дня выдано 750 тилля 10 теньга (***). (лл. 21 б—22 а). «Для [выплаты] конука текинцам под Ильялы послано с Мирза-ханом 1423 тилля» (л. 24 б).
Записи в этом дафтаре, посвященные раздаче конука, содержат очень большое количество имен туркменских предводителей: ахальских, серахских и мервских текинцев, чоудоров, йомутов, сарыков, гокленов, имрели, али-или и др. Все эти записи связаны с происходившим в то время восстанием хорезмских туркмен. Несколько раз упоминается об отправке крупных сумм из ханской казны для выплаты конука текинцам в Ташаузе или Ильялы, с указанием, что деньги взяты из салгыта, собранного мехтером (лл. 37 б, 94 б) и кушбеги (лл. 95 б, 96 а), а также из денег, полученных от Мухаммед-Мурада-диванбеги (л. 85 б), — т. е., очевидно, из сборов зеката, — а также собранных с каракалпаков (л. 85 б).
Имеются также немногочисленные записи о выдаче конука казахам (лл. 6 а, 35 а, 48 а) и каракалпакам (лл. 18 а, 30 а, 48 а).
[311] Из записей, не связанных с выдачей конука, отметим лишь наиболее любопытные.
«Его величество [хан] лично выдал кара-чоудору Карнаю 30 тилля в качестве денег за лошадь (***)» 227 (л. 1 б). «Теке Балли-батыру за [доставленные им] две головы выдано 20 тилля» (л. 10 б). «За 14 голов, доставленных из Ильялы, выдано 140 тилля (***)». (л. 12 а). «Чоудору Сары-Карнаю выдано 300 тилля»228 (л. 13 б). «Гоклену Мухаммед-Сахату в качестве денег за лошадь (***) выдано 20 тилля» (л. 15 б). «Одиннадцати всадникам, прибывшим в качестве гонцов от ахальских теке (***) выдано полтора тилля» (л. 15 б). «Текинцам, которые в сражении под Ак-Дербендом (***)229 потеряли убитыми 18 коней и 6 человек и ранеными 2 человек и взяли 2 головы, выдано 510 тилля» (л. 21 а). «Когда Ходжа-Нияз-векиль и Салих-аталык отправились к йомутам (***), выдано [им] 6 тилля»230 (л. 23 а). «Балли-теке выдан нож (***) за 6 тилля» 231 (л. 26 б). «Чоудору Ходже за его ружье (***) выдано 3 тилля»232 (л. 28 б). «Чоудорским кедхуда во главе с Казак-бай ишаном выдано 100 тилля (***)» (л. 32 а). «Йомутским кедхуда, когда они доставили пушку, выдано 100 тилля (***)»233 (л. 41 б). «Начиная с четверга 18 октября йомутским кедхуда выдавалось 15 тилля ежедневно (***)…Ходжа-Нияз-векилю в награду (***) выдано 15 тилля» (л. 48 б). «Начиная с воскресенья 13 октября чоудорским кедхуда во главе с Казак-бай-ишаном выдавалось ежедневно 11 тилля» (л. 49 б).
44
№ 58, лл. 13 а—15 а, 39 б. Отдельные записи о различных денежных выдачах туркменам за 1272/1855-56 г. (Здесь же имеются записи о выдаче зерна, о которых говорилось ранее (см стр. 305).). Примеры записей:
«Имрели Искандеру за пару ушей (***)234 выдано 10 тилля; еще за пару ушей — 10 тилля. Еще на серпай [312] (***) выдано 10тилля» (л. 13а).«Для 109 человек из сарыков в качестве денег на серпай (***) выдано 109 тилля» (л. 13 б). «Людям сарыка Бегенч-бека в качестве конука выдано 114 тилля» (л. 13 б). «Гоклену Мухаммед-Сахату выдано ружье с серебряной несечкой, взятое (или «купленное» — ***) у Торе-палвана» (л. 39 б).
45
№ 30, л. 132 а (вкладной). Список, озаглавленный: «Вновь выданные одежды (серпай)» (***). В нем наряду с именами нукеров-узбеков есть следующая запись: «чоудорам, захватившим пленников из йомутов, выдано 10 хлопчатобумажных одежд (серпай), 10 одежд [из материи] аб-йол236 и 10 одежд [из] русской [материи]» (***).
Запись не имеет даты; дафтар в целом датируется, как уже указывалось выше, 1270—1279/1854—1863 гг.
46
№ 40, л. 3 а и № 66, л. 87а. Идентичная запись в двух дафтарах, относящихся к 1275/1858-59 г.236: «Кушбеги-беку для имрели Ата-Нияз-хана выдано 20 полных тилля. Еще кушбеги-ака взял 50 полных тилля237 для перелачи старшинам [племени] имрели» (***) (Так в дафтаре № 40, л. 3 а. В дафтаре № 66, л. 87 а, оба раза написано «кушбеги-бек».).
47
Архив Куна, оп. 1, № 133. Дафтрр из архива хивирских ханов, содержащий записи денежных доходов и расходов за 1283—1284/1866— 1868 гг. Значительнее количество расходных записей (а за 1283 г. х. — большинство) посвящены выдаче туркменам конука, одежды и т. п. В виду обширности материала этого дафтара мы ограничиваемся периодом некоторых [313] наиболее характерных записей в том порядке, в каком они следуют в подлиннике.
1 2 8 3 г о д, с о о т в е т с т в у ю щ и й г о д у б а р с а, р е д ж е б. «Йомутам Яхши-Мухаммеду и Ораз-Мухаммеду выдано10 тилля» (л. 2 а).
Ш а’б а н. «35 всадникам во главе с теке Наджиб-сердаром выдано по 5272 теньга в день; [всего] за 9 дней выдано 52 ½ тилля конука238. На пропитание на дорогу (***) [им же] выдано 70 тилля. Теке Наджиб-сердару выдано (***)239 два халата (дон — ***), одна пара сапог и одна шапка (тельпек — ***)» (л. 3 б). «27 всадникам во главе с теке Кази-ханом выдано по 40 ½ теньга в день; [всего] за 4 дня выдано 18 тилля конука. На пропитание на дорогу выдано 54 тилля. На серпай (***) выдано 27 тилля» (л. 4 а). «Девятнадцати амельдарам240 мервских теке и ахальских теке во главе с теке Ораз-Мурадом Сакау, Кази-ханом и ахальцем Аман-Али-сердаром выдано 19 халатов (дон), 19 [пар] сапог и 19 шапок — на сумму 84 тилля» (***) (л. 4 б). «Товарищу (***) ахальца Аман-Али-сердара выданы (***) один халат (дон), одна шапка, одна пара сапог и еще четыре белых халата (? ***) — [всего] на сумму 13 тилля без 1 теньга». «Для текинцев (***) выдано Эвез-Нияз-мехрему 20 тилля» (л. 4 б). «Семи гонцам (***) под начальством гоклена Ораз-Вели выдано 7 хлопчатобумажных одежд (серпай)» (л. 4 б).
Р а м а з а н. «Прикочевавшему карадашлы Эвез-Дурды выдано 2 тилля. Еще 15 семействам его (***), выдано 15 тилля»241 (л. 6 б). «По случаю смерти чоудора Худай-Берды-ишана передано на поминки (***)242 через муэззина (***) 20 тилля» (л. 7 а).
Ш а в в а л ь. «Йомуту Нефес-сердару Якуб-мехрем выдал 10 тилля» (л. 9 б). «Чоудору Балта-баю по приказу Атаджана-торе выдано 2 тилля за барана (***)» (л. 9 б). «За то, что чоудор Баба-бек принес его величеству ковер, Аташ-мехрем выдал (букв. «пришел и выдал») [ему] 25 тилля» (л. 9 б).
3 у-л ь-к а’д а. «Херзе-векилю и Хасан-Кули-бахши243, когда [они] привели ишаков, которых угнали йомуты [314] (***), выдано 18 тилля и две хлопчатобумажные одежды (серпай)» (л. 11 б). «5 всадникам во главе с теке Бегенч-батыром выдано 5 теньга в день (***)» (л. 11 б). «5 пехотинцам (***) во главе с Аман-Гельды из здешних йомутов (***), которые доставили одну голову от йомутов, выдано 20 тилля и 2 одежды (серпай.) [из материи] аб-йол»244 (л. 12 б).
3 у-л ь-х и д ж е. «60 всадникам [из племени] ата под начальством Бек-Мурада выдано 130 тилля; самому [Бек-Мураду] (***) выдано; 6 тилля» (л. 14 а). «Чоудору Ходжа-Мухаммеду-юзбаши выдано в награду (***) 20 тилля… Для подарков прикочевавшим йомутам Назар-векилю выдано 30 тилля (***).
«Находящимся в карауле атинцам (***) выдано на угощение по случаю праздника жертвоприношения (***) 25 тилля; еще чоудорам и текинцам выдано 10 тилля; еще гокленам и али-или выдано 10 тилля; арабачи выдано 5 тилля» (л. 14 б). «Из денег, полученных от йомутов, роздано 500 тилля (***). Еще 1000 тилля роздано. Еще 1000 тилля роздано». [Далее на той же странице еще несколько раз повторяются записи о раздаче денег — по 1000 и 2000 тилля; всего роздано 16 500 тилля246] (л. 15 б). «14 всадникам во главе с чоудором Союн-батыром выдано в качестве месячного жалованья (***) 24 тилля» (л. 16 а). «На поминки по гоклену по имени Назар-Кавак, который в день нападения йомутов был ранен и, вернувшись домой, умер, выдано 20 тилля» (л. 17 б).
1 2 8 4 г о д, м у х а р р е м. «Атинцам, прикочевавшим из [района] Чарджуя, выдан конук 5 теньга». «Пяти послам, пришедшим от йомутов, во главе с Мулла Курбаном, за три дня выдано 15 теньга конука, по 5 теньга в день»247 (л. 21а). «Недавно прикочевавшим 3 человекам [из племени] ата во главе с Сары-батыром в качестве полумесячного конука (***) выдано 3 тилля» (л. 22 а). «16 амельдарам тазе-кунгратов выдано каждому по 5 тилля — [всего] 80 тилля. Еще… 100 их всадникам выдано 250 тилля. Упомянутые деньги выданы Худай-Назар-мехрему» (лл. 22 б—23 а).
С а ф а р. «Йомутам Ораз-Мухаммеду и Нефес-сердару даны 3 лошади — [общей стоимостью] 120 тилля» (л. 24 б). «Ата Гогиль-батыр (***)248 доставил одну голову. [За это] его гонцам (***) выдано 3 одежды [из материи] аб-йол; [316] за голову выдано 10 тилля; еще выдан один хлопчатобумажный серпай; еще выдан нож [стоимостью] ½ тилля» (л. 24 б). «В воскресенье 27-го сафара 16 кедхуда тазе-кунгратов в качестве полумесячного конука выдано 40 тилля. 102 их конным нукерам выдано 127 ½ тилля» (л. 27 б). «28 сафара в понедельник Ата-векилю и Нефес-сердару выдано 10 тилля. Еще 6 их кедхуда (***) [выдано] по 4 тилля [каждому]— [всего] 24 тилля. Еще 114 их всадникам (***) [выдано] 342 тилля» (л. 28 а). «Начиная со среды 23 сафара йомутским кедхуда во главе с Бахши выдавалось ежедневно по 3 теньга, до субботы 22 джумади I за 88 дней выдано 29 тилля 3 теньга» (л. 28 б).
Р а б и I. «8 йомутским кедхуда во главе с Бахши выдано 16 халатов (***), 8 шапок (***) , 8 пар сапог [обшей] стоимостью 62 тилля»249 (л. 29 б).
Р а б и II. «За рабыню с ребенком (***), купленную у текинцев, уплачено 250 тилля» (л. 31 б). «По случаю устройства маслахата чоудоров с йомутами относительно пленных (***) куплено 4 пуда сахара (*** (Sic!) ***) — 24 тилля; куплено 6 батм. риса — 60 теньга; куплено 1 ½ батм. кунжутного масла — 4 тилля; куплено 1 ½ батм. мяса (***) — 2 тилля. Мелкие расходы (***) — 2 тилля»250 (л. 32 б).
Д ж у м а д и I. «По случаю отправления Нияз-Мухаммеда-юзбаши в Мерв выдано ему на пропитание на дорогу 100 тилля. Еще выдан конь стоимостью 100 тилля. Для [покупки] коня в подарок (букв. «посылаемого») Нур-Берды-хану передано (букв. «послано») Нияз-Мухаммеду-юзбаши 200 тилля. Еще на [покупку?] трех посылаемых [Нур-Берды-хану] пистолетов передано 50 тилля. Нур-Берды-хану послан красный (***) чекмен251 с красивым поясом и нож с рукояткой из рога носорога—стоимостью 30 тилля. Нияз-Мухаммеду-юзбаши выдан позолоченный нож (Т. е. с позолоченной рукояткой.) стоимостью 13 тилля. Отправляющимся с ним двум его людям выдано 10 тилля. Еще пяти текинским, кедхуда выданы 5 халатов (чапан), 3 шапки и 3 пары сапог — [общей] стоимостью 22 ½ тилля»252 (л. 33 б). «Йомутским бахши (***) выдано 110 тилля»!253 (л. 36 б).
Р е д ж е б. «Вновь пришедшим текинцам на чай (***) Якуб-мехрем выдал 1 тилля» (л. 45 а). «Карадашлы Менгли-[317] Мухаммеду за то, что он принес кошму (Букв. «текинский войлок» (***).), Атаджан-торе выдал 3 тилля» (л. 46 а). «Йомуту Джеббар-Берды-сердару в качестве денег за лошадь (***) выдано 60 тилля. Еще 25 всадникам из караула Джеббар-Берды-сердара выдано 77 тилля. Еще Джеббар-Берды-сердару на чай и табак выдано 3 тилля» (л. 47 а).
Ш а’б а н. «На поминки по Назар-векилю выдано 40 тилля» (л. 49 б).
Р а м а з а н. «Для йомутских бахши Палван-диван взял 110 тилля. Упомянутым кедхуда выдано [также] 4 халата [из материи] шахи254, стоимостью 20 тилля» (л. 50 б). «Сыну чоудора Ходжа-Мухаммеда-юзбаши по случаю устройства [им] тоя (***) Аташ-мехрем выдал 40 тилля» (л. 52 б).
Приведенные записи дают лишь общее представление о содержании дафтара, но ни в коей мере его не исчерпывают. На лл. 2 а —35 а преобладают записи, имеющие то или иное отношение к туркменам и отражающие до некоторой степени ход туркменского восстания в 1866—1867 гг. В частности, упоминается целый ряд боев с восставшими йомутами (под Ильялы, Ташаузом, Ак-ябом и т. д.), набеги (чапаулы) йомутов против хивинцев и хивинцев против йомутов (в районах Ташауза, Ходжейли и др.), приводятся длинные списки раненных и убитых в этих боях и набегах, а также награжденных за доставку пленных, неприятельских голов и т. п. Во второй половине дафтара (начиная с л. 35 б, на котором повторена дата: «1284, год зайца») упоминаний о туркменах значительно меньше, причем преобладают сведения о выплате конука небольшим отрядам текинцев, приходивших на короткий срок в Хивинское ханство.
48
№ 90. Записи о выдаче денежного содержания и наград нукерам-туркменам за 1284 г. х. (главным образом за месяцы раби I и раби II/VII — VIII. 1867 г.). На лл. 3 а —14 б следуют исключительно записи о выдаче конука. На л. 3 а записана выдача конука гокленам (во главе с Сафар-Кули-векилем и Берды-Мухаммедом), 14 чоудорам во главе с Союн-ханом, кельтеминарским атинцам (***)255 во главе с Халли-[318] палваном и десяти всадникам инака. На л. 3 б записан конук выдававшийся атинцам, гокленам и десяти всадникам инака. На л. 4 а записана выдача конука тем же самым атинцам, гокленам, чоудорам и выдача 3 тилля сарыку Хак-Назару. Конук всем этим всадникам (атлы)256 выдавался, очевидно, раз в полмесяца. О его размере можно судить по следующим записям:
«28-го раби I, в понедельник, выдан конук атинцам (***): Бек-Мураду выдано 2 ½ тилля. Джума-Гельды-сердару выдано 1 ½ тилля. Оразу, сыну Анна-Курта, выдано 1 ½ тилля. Остальным 146 всадникам выдано 182 тилля 7 теньга… 8-го раби II, в пятницу, гоклену Берды-Мухаммеду на полмесяца (***) выдано 1 ½ тилля. 50 всадникам его выдано 65 тилля. Гоклену Сафар-Кули-векилю выдано 1 ½ тилля, 28 всадникам его выдано 35 тилля. Сыну гоклена Мулла Хал-Мухаммеда выдана 1 тилля. Кельтеминарским атинцам, 20 всадникам во главе с Халли-палваном, выдано 25 тилля» (л. 3 б). На одного рядового всадника, таким образом, получается 1 ¼ тилля на полмесяца267.
Лл. 4 б — 8 а не заполнены, а на лл. 8 б — 9 б содержатся записи о выдаче конука чоудорам за те же месяцы, что и атинцам (раби I — раби II). Чоудорам выдача конука производится ежедневно, причем количество получающих конук всадников все время возрастает: с 285 чел. 26-го раби 1 до 497 чел. 20-го раби II. Размер конука—1 теньга в день на человека (например, 350 всадников получают 38 тилля 8 теньга, т. е. 350 теньга). На л. 9 а записана также выдача конука «текинцам, находящимся в Ильялы (***)», — 53 тилля 6 теньга. Лл. 10 а—13 а не заполнены. На лл. 13 б—14 б записаны ежедневные выдачи конука текинцам в месяце раби II: 16 всадникам во главе с Аман-Али-сердаром и 14 всадникам во главе с Ата-Нияз-сердаром268. Размер конука — 1 ½ теньга в день на человека (Почему-то 16 всадникам Аман-Али-сердара все время выдается по 23 теньга вместо 24.).
Этим заканчиваются записи о выдаче конука. На л. 19 а следует ведомость на выдачу наград отличившимся в бою нукерам, озаглавленная: «23-го раби II 1284 (26.VI. 1867) г. выданы деньги за [доставленные] головы и кожи (***)». В списке только один узбек (из Гурлена), [319] остальные все туркмены — главным образом карадашлы, а также чоудоры. За доставленную голову выдается 10 тилля, за «кожу» (очевидно, снятую с захваченного врага) — 20 тилля» Большей частью одну голову или «кожу» приносят несколько человек. Кроме того, 40 тилля получил карадашлы Торе-батыр (***) за доставленных им двух пленников. На л. 19 б сперва продолжается тот же список. Затем записана выдача 40 тилля кара-чоудору Айд-Мухаммеду-юзбаши «за поимку и доставку имрели Мехми» (***). Далее следует список лиц, отличившихся во вторник в бою у сенгира Бенги359; за каждую голову или два уха (***) доставленные ими, они получают по 10 тилля. В этом списке — также чоудоры и карадашлы. В конце страницы итог: «Головы и пленники (***) — 515 [тилля]».
На лл. 22 б —25 б и 28 а —30 а помещены списки другого рода: лица, получившие денежную компенсацию по случаю ранения, а также потери или ранения лошади. В списках почти исключительно туркмены: больше всего — чоудоры различных подразделений, затем карадашлы, гоклены, ата, теке, сарык и кара-йылгынлы. Наблюдается следующая «такса»: за ранение нукера—1 ½ — 4 тилля (Впрочем, некоторые старшины (юзбаши и пр.) получают за ранение большую сумму (5—7 тилля), а сыну чоудора Мухаммед-Эмин-ишана за ранение выдано 10 тилля (л. 22 б).) (иногда указано «за тяжелое ранение»); за ранение лошади—1—2, иногда 5 тилля; по случаю смерти нукера — 20 тилля (выплачивалось, очевидно, родственникам); столько же — за потерю лошади, в частности и в том случае, если она попадала в руки противника (Например, абдалу Берды-батыру за то, что лошадь его попала в руки йомутов (***), выдано 20 тилля (л. 23 а); Суфи за то, что его лошадь попала в руки имрели (***), также выдано 20 тилля (л. 30 а).).
Нал. 25 б имеется итог — «1554 [тилля]», по-видимому, относящийся ко всем записям на лл. 22 б — 25 б. В конце того же листа имеется следующая запись:
«Людям, доставившим во время вечернего боя порох для защиты крепости Бенги, а также защищавшим крепость [в качестве ее гарнизона] всадникам выдано 70 тилля»260.
На л. 30 а также имеется итог (по лл. 28 а —30 а) — «1079 ½ тилля». Таким образом, всего по этим спискам выдано различных пособий на сумму 2633 ½ тилля (почти целиком туркменам).
[320] 49
№ 74. Дафтар, содержащий (на лл. 5 а — 8 б (Здесь, как и повсюду в нашем описании, верхняя пагинация; у Иванова (Архив, стр. 130) в этом случае почему-то указана нижняя.)) разрозненные записи прихода и расхода денег. На лл. 5 а —6 б упоминается несколько денежных выдач туркменам. В частности, 5 тилля выдано Ата-векилю (л. 5 а), 10 тилля — бурунджику Хакиму Каракча (л. 6 а), 3 тилля — жене гоклена Калантара (? ***). На л. 6 б имеются также следующие две записи:
«Карадашлы Торе за лошадь (***) выдано 60 тилля. Имрели Абыл,(? ***)-хану (Имя написано неразборчиво.) за лошадь выдано 80 тилля» 261.
Дафтар датируется, по-видимому, серединой 60-х годов XIX в. (судя по некоторым именам туркмен) (П. П. Иванов не дает датировки дафтара.).
50
Рукопись Ин-та народов Азии АН СССР А 423. Дафтар из архива хивинских ханов, содержащий записи денежных расходов с джумади II 1287 г. по джумади I 1288 г. (IX. 1870 — VIII. 1871 г.). Среди них довольно много записей о выдаче конука небольшим группам туркмен различных племен (по 5—15 чел.), прибывавшим в Хивинское ханство с Гюргена, из Ахала, Теджена, Мерва и Чарджуя и остававшимся в ханстве от 2 — 3 недель до нескольких месяцев. Упоминаются следующие племена: теке с Теджена, из Ахала и Мерва; йомуты отдела кара-чока с Гюргена и Балхан; сарыки; эрсари; сеид из Чарджуя (14 всадников во главе с Ходжа-ишаном — л. 4 б). Обычный размер конука — 1 теньга в день на всадника; в редких случаях встречается и 2 теньга в день (Довольно часто встречаются также упоминания о выдаче конука казахам (группам по 6—10 человек), в том же размере.). Кроме того, выдаются деньги на пропитание в пути (***), а также одежда предводителю, а иногда и еще нескольким старшинам (кедхуда).
Пример записи о выдаче конука: в месяце зу-ль-ка’да «11 всадникам во главе с сарыком Хатым-беком выдавалось по 11 [321] теньга в день, [всего] за 11 дней выдано 121 теньга. На пропитание в пути (***) выдано 22 тилля. Хатым-беку, младшему брату Тангри-бека и Кесе-мирабу (***) — этим трем человекам выданы 3 халата (дон) [стоимостью] 9 тилля» (л. 51 а). Из прочих записей приведем лишь наиболее интересные: «Для дозорных, которые захватили на ильялинской дороге и доставили двух йомутов (***) Абдулла-мехрем взял шесть халатов (дон), [общей] стоимостью 12 тилля» (л. 5 а). «На поминки по али-или Мехми262 его сыну выдано 20 тилля» (л. 7 а). «Одному всаднику, который сообщил, что теке из Ахала собираются перекочевать [в Хиву] (***), начиная с 21-го рамазана (1287 г. х.) выдано по 1 теньга в день, [всего] за 19 дней — 19 теньга» (л. 36 а). «Начиная с субботы, первого [числа] упомянутого месяца (шавваля), прикочевавшим в Уаз (***) двенадцати текинцам во главе с Карлы выдано 12 теньга конука на день; [всего] за 18 дней выдано 24 тилля» (л. 45 а). «50 всадникам из йомутов Ата-векиля (***) выдано 154 тилля» (л. 47 б —шавваль 1287 г.; такая же выдача записана и в месяце зу-ль-ка’да — л. 52 б). «Старшинам (кедхуда) нижних йомутов выдано 4 куска хлопчатой материи (***)»263 (л. 58 б — зу-ль-хидже 1287 г.). «Якуб-мехрем взял для йомута Сары-сердара 40 тилля» (л. 59 а). В месяце зу-ль-хидже 1287 г. были выданы халаты из бухарского шахи. Ата-векилю, Нефес-сердару, Ораз-Мухаммеду264, Мухаммед-Сеиду и новому бахши из подразделения окуз (***) (л. 60 а). Под датой мухаррем 1288 г. имеется запись о выдаче конука на 32 дня (по 15 теньга в день) 9 текинцам во главе с Уста-батыром, причем самому Уста-батыру сверх конука выдано 40 тилля, чекмен с поясом, халат (дон), шапка и нож с позолоченной рукояткой, а шести «его товарищам» (***)— 6 халатов (л. 61 б). Несколько далее имеется следующая запись: «[В компенсацию] за лошадь Уста-батыра, которая пала в пути, Хызыр-мехрем купил [ему] лошадь за 45 тилля» (л. 62 б). В мухарреме 1288 г. отмечается также выдача конука 12 текинцам во главе с сыном Нур-Берды-хана — имя не названо (л. 61 б), а в сафаре того же года была сделана запись: «За одну рабыню и двух рабов, привезенных сыном Нур-Берды-хана, уплачено 270 тилля» (л. 65 а).
[322] 51
№ 46. Такие же записи, как и в предыдущем дафтаре, но за 1288 г. (начиная с реджеба) и 1289 г. (IX. 1871 — 1872 гг.). Размеры конука — 1 — 1 ¼ теньга в день на одного всадника. Приводим две типичные записи о выдаче конука.
«Прибывшим 6 рамазана в субботу из Мерва 9 всадникам (***) Уста-батыра, 7 всадникам Баба-бека, 7 всадникам Бек-Полада, 7 всадникам брата Нур-Берды-хана, 3 всадникам Бахши — упомянутым 33 всадникам выдано по 40 теньга конука в день; [всего] за 48 дней выдано 213 тилля 3 теньга конука. На пропитание в пути (***) Уста-батыру выдано 40 тилля; находящимся при нем 10 его людям (***) выдано 30 тилля. Еще выдан халат (дон) — 4 тилля. Баба-беку выдано 25 тилля, 6 его людям — 18 тилля. Еще выдан халат —3 ½ тилля. Бахши выдано 10 тилля; Бахши еще выдан халат [из материи] шахи — 30 теньга. Двум его людям выдано 6 тилля; еще выдан халат — 3 ½ тилля. Дурды-хану выдано 10 тилля; еще выдан халат [из материи] шахи—30 теньга. 5 его людям выдано 15 тилля; еще выдан халат — 3 ½ тилля. Бек-Полад-бию265 выдано 10 тилля; 5 его людям выдано 15 тилля. Упомянутым текинцам выданы 4 кошмы (***) — [всего] на сумму 10 тилля; куплено [для них] 4 барана [на сумму] 7 тилля; выдано 4 фунта (***) чая [на сумму] 4 тилля» (лл. 22 а— 22 б).
Другая запись: «5 гонцам (***), прибывшим от ахальских старшин (кедхуда), выдано 5 хлопчатобумажных халатов (серпай) на сумму 12 ½ тилля (л. 38 а) … Пришедшим из Ахала старшинам (кедхуда) выдано по 12 тилля в день —[всего]… за 40 дней 480 тилля конука. Аман-Али262 выдано 10 тилля. Еще 24 его старшинам (кедхуда) выдано на пропитание в пути по 7 тилля [каждому]— 168 тилля. Еще 64 его людям (***) выдано по 2 тилля [каждому] — 128 тилля (Эта запись повторяется, т. е. всего выдано 256 тилля.) … Еще 24 кедхуда в качестве серпая (***) выданы 24 халата на сумму 69 тилля. Еще за 32 дня выдано им на шурпу (***) по 1 батм. мяса (***), 40 агры (Агры — 1/80 часть батмана.) курдючного жира и 5 батм. хлеба (***) в день — [всего] на сумму 113 ½ тилля» (л. 38 б).
[323] Приводим также некоторые наиболее интересные записи помимо выдачи конука.
Р е д ж е б 1 2 8 8 г. «Старшинам, которые отправились для [организации] перекочевки гокленов, выдано 200 тилля» (***). (л. 2а). Ш а в в а л ь 1 2 8 8 г. «Прибывшему от гокленов гонцу (***) Нур-Ислам-ишану267 выдан атласный чекмен [стоимостью] 6 тилля» (л. 28 а). «На устройство угощения (***) для гокленов, прикочевавших (***) вместе с Берды-Мухаммедом гокленом, выдано 40 тилля» (л. 30 а). З у-л ь-к а’д а 1 2 8 8 г. «На наем верблюдов для прикочевавших гокленов выдано 1000 тилля. Еще Берды-Мухаммеду выдано 500 тилля» (л. 33 а). Есть несколько записей о выдаче денег чоудорскому караулу во главе с Нурджаном (выдаваемые им деньги называются (***) (Им выдавалось ежемесячно 62—63 тилля, несмотря на изменения в количестве всадников (30 чел—л. 35 б, 21 чел—л. 42 а, 20 чел,—лл. 47 б, 49 б).). Атинцам, которые пришли из караула (***), выдано 7 хлопчатобумажных халатов (серпай) и 6 халатов из шахи, (л. 58 б). Интересны также следующие три записи: «Йомуту Хасан-Кули-бахши, когда он принес бель-йип268, Аташ-мехрем выдал 20 тилля» (***) (л. 31 а). «Сыну Назар-векиля, принесшему бель-йип, выдано 15 тилля» (л. 71 б). «Йомуту, который принес чепрак (***), выдано 6 тилля» (л. 22 а). «Йомуту, который привел (или принес убитого?) тигра (***), выдано 5 тилля и серпай» (л. 37 б).
52
Архив Куна, оп. 1, № 134. Дафтар расходов за 1289/1872-73 г. В нем упоминаются почти исключительно выдачи на расходы арка и ханской семьи и лишь единичные выдачи туркменам, в частности — ежемесячные выдачи чая и табака Ата-векилю, Нефес-сердару и Арна-Таган-векилю (лл. 2 а, 3 а, 9 а и др.). Интересна следующая запись: «Теке Нур-Берды-хану послан один халат (чапан) и один суконный чекмен с поясом (***) — [всего] на сумму 26 тилля» (л. 1 а — мухаррем).
[324] 6. ЗАПИСИ О ВЫДАЧЕ ЛОШАДЕЙ
53
№ 77, лл. 9 б — 12 б. Записи о выдаче лошадей разным лицам, в том числе туркменам, и о покупке лошадей у туркмен. Датированы 1279/1862-63 г. (На лл. 1 б—6 а записи датированы 1278 г х ; записи, относящиеся к 1279 г.х., начинаются с л. 6 б.). Ниже приводятся записи, касающиеся туркмен.
«За лошадь нукера йомута Коч-Бакара-онбеги выдано 20 тилля» (л. 9 б). «Лошадь йомута Баба-бая, умершего при возвращении из посольства в Бухару, отдана карадашлы Кара-батыру Кору. Еще из его (Баба-бая) ружей двухствольное [ружье] передано также [Кара-батыру Кору]» (***) (л. 10 б). «Еще для двух заложников-йомутов взято у мехтер-ака 40 тилля, и куплена Бек-Дурды Кору из тире окуз лошадь бурой масти за 20 тилля, а также Бабалаку из тире ушак лошадь сивой масти за 20 тилля» (лл. 10 б —11 а). «Еще куплены сивая лошадь, приведенная (букв. ‘пришедшая с’) йомутом Сеид-беком, за 100 тилля, 1 суконный (? ***) чекмен, 1 плитку черного чая и 2 [головы] сахара. Эти деньги (***) взяты у Эвез-Нияз-мехрема, чекмен взят у мехтер-ака, сахар и чай взяты у диванбеги-ака» (л. 11а). «У младшего брата йомута Хасан-бека куплена лошадь за 35 тилля и отдана йомуту Коч-Бакару-онбеги». «Заложнику-йомуту Сеид-Тургаю выдано 20 тилля, на его лошадь наложена тамга и отдана ему же» (***).
На тех же листах имеются аналогичные записи о передаче (или «покупке») лошадей не только туркменам, но и казахам и узбекам269.
ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ ПРЕДОСТАВЛЕН ДЛЯ ОБРАБОТКИ И ПУБЛИКАЦИИ САЙТОМ ВОСТОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
220 Берды-Мухаммед-хан и Назар-векиль в ряде документов упоминаются вместе; очевидно, оба они принадлежали к подразделению орус-кошчи. О крупной роли, которую они играли, можно судить хотя бы по тому, что в течение ряда лет они получали самые большие ин’амы зерном (по 200 батм).
221 По-видимому, этот же Хал-Назар («Хал-Назар-батыр») позднее — в 1281/1864 г. — был среди чоудоров, поселившихся в районе Кыят-Кунграта (дафтар № 21, л. 213 б —см. стр. 246).
222 Ср. Мухаммед-Джума-батыр в списке чоудоров, поселившихся в районе Кыят-Кунграта.
223 Сеид-Назар-юзбаши, сын Хал-Назара-юзбаши и внук Нияз-Кули-юзбаши (см. прим. 28), после переселения али-или в Атек в 1873 г. был предводителем юзбаши — одного из двух подразделений племени али-или (Сборник решений (1907), стр. 96). После занятия русскими Ахала в 1881 г. стал на сторону русских, получил чин прапорщика и погиб в 1885 г. в Кушкинском бою сражаясь в рядах русских войск (см. Семенов, Очерки, № 90; Таиров, ч. II, стр. 47; Кузьмин-Короваев, Граница, стр. 98).
224 О значении термина конук и порядке оплаты см. выше, стр. 184—185.
225 Кара-яб — крепость на канале того же названия, в шести фарсахах (около 18 км) от Мерва (см. МИТТ II, стр. 250).
226 В известной нам литературе термин кашикчи не встречается.
227 Выражение ат пулы (***) не совсем ясно. Можно предположить, что туркменским нукерам платили деньги за то, что они выступали в поход на собственных лошадях. Такое предположение подкрепляется заметкой Мирзы Абдурахмана (о йомутах) ***. Когда бывает аламан, хан дает деньги за каждую лошадь, т. е, очевидно, за каждую лошадь, на которой идет в поход участник аламана,— см. Архив Куна, оп 1, № 134, л. 133 а. Однако все же нельзя быть уверенным в правильности такого толкования, так как в архиве очень мало записей о выдаче ат пулы, чего не могло бы быть, если бы эти деньги давались всем туркменским нукерам.
228 По-видимому, Сары-Карнай и Карнай—одно лицо. Запись датируется шаввалем или рамазаном 1272 г. х. (июнь или май 1856 г.): на л. 11 а записи помечены шаввалем, однако на предыдущих листах перемежаются записи, сделанные в шаввале и в рамазане. О переходе чоудора Карная-юзбаши от восставших туркмен на сторону хивинцев в конце апреля 1856 г. см. выше, стр 212—213.
229 Ак-Дербенд — городок или селение, около 8 км на юг от Газавата, основанный, по-видимому, насильно переселенными в 1826 г. жителями Ак-Дербенда в Хорасане (см. МИТТ II, стр. 434). Здесь имеется в виду, очевидно, одно из сражений с восставшими йомутами.
230 Речь идет, очевидно, о посольстве, отправившемся для переговоров с восставшими йомутами в месяце зу-ль-ка’да 1272 г. (июле 1856 г.). См. выше, стр 214.
231 Хивинский хан давал отличившимся военачальникам ножи, украшенные драгоценными камнями. «6 тилля», как видно, означает стоимость ножа.
232 Имеется в виду компенсация за оружие, потерянное в бою.
233 об этом событии см. выше, стр. 214.
234 «Пара ушей»—т. е. уши, отрезанные у убитого врага; как видим, они расценивались так же, как одна голова.
235 Аб-йол (***) —термин, очень часто встречающийся в документах архива. По-видимому, это хивинский вариант таджикского *** (абдар, или, в русских документах XVI—XVII вв., — обьярь) — волнистая шелковая материя, вроде муара, из которой делались халаты, кафтаны и т. п. (см МИУТТ, стр. 456).
236 В дафтарах № 40 и № 66 совпадают не только эти, но и большинство других записей.
237 «Полная тилля» (***) во второй половине ХIХ в. равнялась 18 теньга (3 р. 60 к. серебром); «малая тилля» (***) составляла половину полной тилля (9 теньга).
238 Эта запись, как и все дальнейшие, показывает, что речь везде идет не о «полной», а о «малой» тилля, состоявшей из 9 теньга.
239 *** может означать и «куплено’, и ‘выдано’ (т. е. что какой-то чиновник взял указанные вещи на складе и выдал их; о существовании такого склада говорит рукопись Ин-та народов Азии АН СССР А 424, — см. Юлдашев, Новые источники, стр. 39).
240 Амельдар — букв. ‘должностное лицо’.
241 Здесь, очевидно, речь идет не о конуке, а о каком-то пособии, — быть может, по случаю переселения. Эвез-Дурды — по-видимому, Эвез-Дурды-хан из подразделения сабыр (см. дафтар № 91, л. 4 а — стр. 257).
242 Угощение, устраиваемое на поминки, а отсюда и самые помиики вообще называются аш (***) или аш-сув; последнему соответствует , *** в документах архива.
243 Хасан-Кули-бахши и Херзе-векиль — оба йомуты; последний— из подразделения орус-кошчи, родственник Ата-векиля (см. МИТТ II, стр. 618)
244 Под «здешними йомутами», видимо, разумеются те из верхних (газаватских или тахтинских) йомутов, которые стояли на стороне хивинцев.
245 Очевидно, речь идет о выдаче денег йомутам из подразделения орус-кошчи, которые в это время в числе 300 кибиток отделились от восставших и перешли на сторону хивинского хана. По словам Агехи, Ата-векиль и Назар-векиль со своими людьми ушли от «мятежников» и прибыли в ханский дворец в селении Ангарик 15 зу-ль-ка’да 1283 г. (21 марта 1866 г) — см. МИТТ II, стр. 615.
246 Значение этой и следующих записей на л. 15 б не вполне ясно. Очевидно, речь идет о контрибуции, собранной с йомутов. Однако, как говорилось выше (см. стр 224), источники сообщают об уплате йомутами контрибуции в размере 10 тыс. тилля (или по 12 тилля с кибитки) лишь после окончания восстания, в м-це раби II 1284 г. (август 1867 г). При этом, правда, Агехи вкладывает в уста послов от восставшей части йомутов фразу: «Подобно тому, как все йомуты, оставшись на границе Муз-Кумгана, приняли ваше подданство, вернули всех пленных.., заплатили по 12 тилля с каждого дома и выдали.. заложников, мы со своей стороны сделаем то же самое..» (МИТТ II, стр. 634). Отсюда можно заключить, что с той части йомутов, которая подчинилась хивинцам, контрибуция в размере 12 тилля с каждого дома уже была собрана. Судя по рассказу Агехи (впрочем, довольно противоречивому), раскол среди восставших йомутов, когда часть их осталась в районе Муз-Кумгана, «чтобы верно служить хану», произошел только в сафаре 1284/июне 1867 г. (МИТТ II, стр. 620). Но ранее, в реджебе 1283/декабре 1866 г., когда было заключено перемирие между хивинцами и йомутами, Мухаммед-Якуб-мехрем в районе Муз-Кумгана в течение 20 дней «настойчиво и сурово» «занимался розыском и изъятием имущества, скота и пленников», захваченных до этого йомутами (МИТТ II, стр. 614). Можно предположить, что дело не ограничилось лишь возвращением имущества, как говорит Агехи, и с йомутов была еще взыскана контрибуция, что и привело к новому возмущению. Но даже если это предположение правильно, остается неизвестным, какая именно сумма была взыскана с йомутов, так как в рассматриваемой записи лиц для первых 500 тилля указано, что они получены от йомутов.
Кому раздавались эти деньги, неясно; можно предположить, что они были израсходованы на выплату конука и наград нукерам.
247 Агехи не упоминает о каком-либо посольстве от йомутов в мухарреме 1284 г.
248 О старшине по имени Гогиль-батыр (из подразделения девлет-гельды некоторые старики атинцы (в Турткульском районе) помнят и сейчас (см. ПМ, № 48).
249 Согласно Агехи, йомутское посольство из 20—30 «почтенных старшин во главе с каким-то бахши (возможно — собственное имя) прибыло в Хиву, 20 сафара 1284 г. (23.VI.1867 г.) По требованию хивинского хана, который «даровал им прощение», часть из них поселилась в Хиве в качестве заложников «со своим родом, семьей, женами и детьми» (МИТТ II, стр. 620). Очевидно, упомянутые в документе восемь кедхуда во главе с Бахши и были этими заложниками.
250 Здесь, очевидно, имеются в виду переговоры между чоудорами (воевавшими на стороне хивинцев) и йомутами о размене пленных после окончательного подавления восстания йомутов и имрели (т. е. после 18 раби II 1284/19. VIII.1867 г., — см. МИТТ II, стр. 636). Во время переговоров, как видно, хивинцы устраивали угощение.
251 Чекмен — легкий туркменский халат из верблюжьей шерсти. Темно-красный (гульнар, т. е. цвета граната) чекмен носил хивинский хан.
252 Нур-Берды-хан — известный вождь теке Ахала, из подразделения векиль (ум. в 1880 г.) (о нем см. Абду-с-Саттар, стр. 0117—0119; Гродеков, стр. 67—70). В конце 50-х — начале 60-х годов он помог Коушут-хану (ум. в 1878 г.) овладеть Мервом и изгнать оттуда сарыков, за что в 1869 г. получил в Мерве водный и земельный пай. Интересно, что хивинский хан, как видно из приведенной записи, отправлял посольство в Мерв именно к нему, а не к Коушут-хану.
Нияз-Мухаммед-юзбаши, которого Агехи называет «высокопоставленным придворным», неоднократно и до этого (в 50-х годах XIX в.) ездил послом в Ахал и в Мерв.
253 Йомутским бахши были выданы деньги вскоре после конца восстания (18 раби II 1284 г. х.), а в рамазане они снова получили такую же сумму. Видимо, хивинские власти не были вполне уверены в окончательном замирении непокорных йомутов и старались задобрить их старшин.
254 Шахи, по Будагову, — «название материи, вроде капауса, одноцветного или стрельчатого (ткется в Ташкенте и продается от 15 до 40 коп. арш.)» (Будагов, I, стр. 663).
255 Кельтеминарские атинцы — те, которые жили по каналу Кельтеминар, к северу от Шурахана (на правом берегу Аму-Дарьи). По-видимому, прочие атинцы, которые здесь упоминаются, жили не в этом районе.
256 Здесь, как и повсюду при выдаче конука туркменам, употребляется только термин атлы и нигде не встречается термин нукер.
237 В дафтаре № 90 также имеется в виду «малая» тилля (=9 теньга).
258 Ата-Нияз з этом дафтаре пишется везде без звания «сердар», которое устанавливается по другим документам архива (Архив Куна, оп. 1, № 133. л. 4 а).
259 По словам Агехи, хивинцы соорудили сенгир (укрепления) вокруг крепости, принадлежавшей некоему карадашлы по имени Бенги. Впрочем, из дальнейших слов Агехи явствует, что вокруг крепости были только вырыты окопы. В архиве сенгиром называется, очевидно, сама крепость. Сражение, происходившее в м-це раби II 1284/VII 1.1867 г. и продолжавшееся несколько дней, подробно описано Агехи (см. МИТТ II, стр 632—633); ср. также Баяни, лл. 438 б—439 б.
260 В первую ночь сражения в крепости Бенги оставался Хаким-Нияз-аталык с «незначительной конницей». Ночью их атаковали йомуты, и Мухаммед-Мурад-диванбеги послал на помощь осажденным Ата-векиля «с группой бойцов». Йомуты были вынуждены отступить, а диванбеги «выдал подарки» защитникам крепости (МИТТ II, стр. 632—633). Как видим, рассказ Агехи вполне соответствует записи в архиве.
261 По-видимому, деньги «за лошадь» — то же, что ат пулы (см. прим. 227). 80 тилля в конце XIX в. составляли среднюю цену туркменской лошади: по Гиршфельду и Галкину, в 1896—1902 гг. аргамаки стоили 70— 250 руб., т. е. от 40 до 140 тилля (Гиршфельд и Галкин, ч. II, стр. 177).
262 Мехми — очевидно, Мехми-юзбаши (см. Архив, № 9, л. 19 а).
263 Здесь слово Ашак также, возможно, употребляется в качестве названия определенной местности или района (ср. прим. 170), почему и запись может быть прочитана: «Старшинам йомутов, находящихся в Ашаке…»
264 Ораз-Мухаммед, как и Ата-векиль и Нефес-сердар, — из подразделения орус-кошчи. Он упоминается в нескольких документах, большей частью— без звания, но один раз назван батыром (Архив Куна, оп. 1, № 133, л. 25 б; то же — у Агехи, МИТТ II, стр. 627), а один раз — сердаром (Архив Куна, оп. 1, № 133, л. 26 а). Отец его носил звание сердар (Бишим-сердар — дафтар № 39, л. 18 а; № 82, л. 40 а).
265 У туркмен звание бий не встречается. Случайное употребление этого звания в сочетании с именами туркмен объясняется, очевидно, ошибкой переписчика. Так, предводитель мервских сарыков Рахман-Берды-бай у Агехи (и в архиве) иногда называется Рахман-Берды-бием. Слова бай и бий смешиваются и по отношению к узбекам (ср. Вейс-Нияз-бай у Агехи, МИТТ II).
266 Аман-Али-сердар — один из предводителей ахальских теке, упоминается в ряде документов архива (Архив Куна, оп. 1, № 133, лл. 4 а, 4 б, 32 б, 53 б; Архив, № 90, лл. 13 б—14 б; рук. Ин-та народов Азии АН СССР А 423, л. 76 б и др.).
267 Нур-Ислам-ишаном подписано письмо на имя хивинского хана от гокленских старшин, очевидно, связанное с упомянутой здесь перекочевкой (Архив, № 110; см. стр. 338—339).
268 Бель-йип— ковровая полоса шириной 20—40 см, которой опоясываются стены юрты изнутри.
269 Вопрос о выдаче лошадей туркменам не вполне ясен. Записи в дафтаре № 77, как и встречавшиеся ранее записи о выдаче ат пулы (см. стр. 311, 320 и прим. 227, 261), свидетельствуют как будто бы о том, что хивинские власти снабжали туркменских нукеров лошадьми, а в тех случаях, когда туркмены шли на службу с собственными лошадьми, оплачивалась их стоимость (хотя бы частично (Сумма 20 тилля, например, явно ниже средней стоимости лошади, особенно туркменской.)). Это подтверждается, казалось бы, и содержанием дафтара № 75. Между прочим, о том, что в Хивинском ханстве практиковалась выдача лошадей туркменским нукерам и после 1873 г., сообщает Андреев в своем описании Аму-Дарьи (1883): по его словам, атинцы, поселившиеся в 1874 г. в районе Садывара в количестве 100 с лишним кибиток, не имели собственных лошадей, а получали их от хивинского хана, так как составляли «сторожевое войско» (см. Андреев, стр. 167).
Тем не менее из всего этого ни в коем случае нельзя заключить, что хивинские власти снабжали лошадьми всех туркменских нукеров. Этому прежде всего противоречат многочисленные записи в документах архива о выдаче вознаграждения нукерам в случае ранения или гибели лошади — бесспорное свидетельство того, что нукеры ходили в поход на собственных лошадях. Кроме того, хивинские ханы не могли обеспечить лошадьми все свое войско и даже только его туркменскую часть. Наконец, все русские авторы XIX в. прямо или косвенно говорят о том, что туркмены выставляли нукеров на собственных лошадях.
Таким образом, остается неясным, в каких случаях и каким именно туркменским нукерам выдавались лошади. Быть может, это были главным образом старшины; однако записи в дафтарах № 77 и 75 не могут вполне подтвердить такое предположение. Возможно, что так компенсировалась потеря собственной лошади в бою (наравне с денежным вознаграждением в 20 тилля). Еще менее ясно, в каких случаях при наложении тамги на собственную лошадь нукера ему еще платились деньги; упоминания об этом встречаются редко, и никакой закономерности вывести нельзя (о значении наложения тамги на собственную лошадь нукера см. Иванов, Архив, стр 202).